Артур Согомонян: Маршал Иван Баграмян был человеком дерзким, с хорошим чувством юмора
В преддверии 80-летия Великой Победы в Ереване открылся Центр боевой славы имени маршала Советского Союза Ованеса (Ивана) Баграмяна. С его именем связаны сражения на Курской дуге, операция «Багратион», разгром немецко-фашистских войск в Прибалтике и Восточной Пруссии. С чего начался путь легендарного советского полководца? Об этом и многом другом ведущей программы «Евразия. Дословно» Ирине Мкртчян рассказал член попечительского совета фонда «Наследие и прогресс» Артур Согомонян.
Вы прилетели из Москвы специально для открытия Центра боевой славы имени маршала Баграмяна. Расскажите о своем участии в этом проекте.
Фигура маршала Баграмяна — очень значимая для Армении. Он заслуживает того, чтобы его имя носили различные школы и заведения. В Армении есть проспект Баграмяна. Два года назад совместно с фондом памяти маршала Баграмяна мы открыли школу его имени. Создали фонд маршала Баграмяна. А в этом году, по нашей инициативе, к 80-летию Победы один из проспектов и школа в Минске будут носить имя маршала Баграмяна. Пытаемся договориться о переименовании школы и в Полоцке. Мы подходим к этому делу очень серьезно и профессионально. У нас есть серия книг о великих армянах, которые получили всемирное признание в своей профессии. Первую книгу мы посвятили именно Ивану Христофоровичу Баграмяну. Над ней работают восемь человек — ученые и историки. Они собирают материалы из различных архивов. Были найдены уникальные материалы. Например, то, что Иван Христофорович в юности играл в театре, а фамилия у него была Баграмянц. Это такие уникальные вещи, что даже его внуки не знали некоторые факты, о которых мы написали.
Все знают маршала Баграмяна как дважды героя Советского Союза. Но мало кто знает о том, что свои первые шаги он начинал на Кавказе. Он был участником Сардарапатского сражения в 1918 году.
С этого и начался его легендарный путь. Я видел хронику, видел кадры. Армяне смогли остановить турецкие войска и распространение геноцида. Они перевернули историю. Помимо того, что он был военным, он был еще и великой личностью, большим другом. Все знают историю его дружбы с маршалом Жуковым. Когда от Жукова все отвернулись, единственный человек, который всегда был рядом и никогда его не предал — был именно Иван Баграмян. Он был очень благородным человеком. При освобождении Литвы он увидел детей-беспризорников и спросил, что они здесь делают. Ему ответили, что это дети, чьи родители ушли на фронт или погибли. Тогда он распорядился построить детский дом, который потом функционировал много лет. Много детей прошли через этот детский дом. Об этом есть в нашей книге. Идет война, идут сражения, фашистов выбивают с Литвы, а наши войска строят детский дом для этих детей. Это многое говорит о его большой человечности. Он был уникальным человеком, не только военным начальником.
В 1938 году арестовали его брата. Но он от него не отказался, более того, защищает. За это его лишают работы.
Его карьера была на волоске. Четыре месяца он работал чертежником, но вскоре понял, что военное дело для него много значит. Он поехал в Москву и добился восстановления, пойдя на крайние меры — сидячую забастовку у Спасской башни. То, что он заступался за брата, говорит о нем, как о смелом человеке. Он не раз это доказывал во время и после войны. Он дослужился до маршала Советского Союза, дважды герой Советского Союза. Мощь. Это был великий человек, и я думаю, армяне имеют право гордиться им.
Хотела вспомнить начало войны, когда была первая наступательная операция под Харьковом. Он был начальником штаба, но был под командованием Тимошенко и Хрущева. Они приняли решение наступать, а он сказал, что еще очень рано.
Это его тактика. Именно Баграмян придумал отступать. Но не просто отступать, а давать серьезный бой время от времени. Немцы такого не ожидали. Им казалось, что если враг бежит, то можно сзади атаковать. И каждый раз они попадали в ловушки. Это была идея Баграмяна, который такой тактикой нанес большой урон немцам.
Что интересно, Хрущев и Тимошенко сделали ошибку, но разбираться к Сталину отправили именно Баграмяна. Как вы думаете, почему Сталин все-таки поддержал его?
Он увидел, что этот человек взял на себя ответственность за те решения, которые не он принимал. Это проявило его мужество и смелость. Сталин это оценил.
Вокруг имени Баграмяна очень много баек. Например, про то, как когда они вышли к Балтике, он набрал флягу морской воды, которую отправил Сталину. Он действительно мог осмелиться?
Иван Христофорович был человеком дерзким, с хорошим чувством юмора. Известна еще одна история. Когда он был членом Сейма Литвы, все с трибуны говорили по-литовски, а он сидел и слушал ничего не понимая. После этого Баграмян вышел и стал говорить по-армянски. Затем он перешел на русский и объяснил, что нужно говорить на том языке, который понимают все. Если бы он тогда просто возмутился, то в ответ получил бы совершенно предсказуемый ответ. Поэтому он зашел с такой необычной стороны, показав абсурдность ситуации. С одной стороны — юмор, с другой — дерзость. В этом был весь Иван Христофорович. И эта история с флягой, отправленной Сталину с берега Балтийского моря, — правда. К тому моменту, пока она дошла, немцы отбились, и Сталин отправил флягу обратно со словами: «Пусть теперь выльет эту воду обратно в море».
Самая серьезная победа Баграмяна — взятие Кенигсберга. Сами немцы говорили, что скорее высохнет Балтийское море, чем враг сможет взять Кенигсберг. До него никто эту крепость не смог взять.
Он ведь изучил все до мелочей. Он был человек, который ко всему относится высокопрофессионально. Для этого надо обладать определенным характером, который у него был. Он бродил и думал всю ночь. У него рождались идеи, каким образом взять эту неприступную крепость.
Многие операции, которые были доверены Баграмяну, носили гриф «секретно». Я имею в виду операцию «Анадырь».
Баграмян обладал острым мышлением и креативом. У него было столько неожиданных идей. Он каждый раз придумал что-то новое. Американцы до сих пор не могут понять, каким образом появилось ядерное оружие у их берегов. Это и спасло всех от Третьей мировой.
Как сложилась послевоенная жизнь маршала?
Баграмян долгое время руководил военно-патриотической игрой «Зарница». Его улыбка располагала людей к себе. Он безумно любил детей и внуков, умел с ними общаться. Много фотографий можно увидеть, где маршал Баграмян с детьми. Они его любили, а он им отвечал взаимностью. Когда придумали всесоюзное движение «Зарница», то возглавить его предложили именно маршалу Баграмяну. Для него это было очень почетно. Хотя до этого он руководил тылом на Дальнем Востоке, куда его отправили как в ссылку. Наверное, думали, что на этом он закончит свою службу. Но там он умудрился все привести в порядок и вывести на такие высоты, что все были в шоке. Поэтому через какое-то время он вернулся в Москву. Его жизнь каждый раз кидала из стороны в сторону, но каждый раз он выходил из любой ситуации с честью. Имя Баграмяна должно жить и сегодня. Его надо изучать, о нем надо помнить, потому что очень многому у него можно научиться. Это настоящая история успеха. Изучая жизнь Ивана Христофоровича, понимаешь, к чему надо стремиться, и каким надо стараться быть для того, чтобы действительно чего-то серьезного добиться в жизни.