on air preview
Прямой эфир
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

Мнение: Японские ученые, заявившие о том, что победили паралич, выдают желаемое за действительное

31/03/2025 — 23:04

В Японии заявили о прорыве в лечении паралича: благодаря однократной инъекции нового препарата полностью парализованный пациент способен встать на ноги и даже научиться ходить. О новых возможностях в сфере медицины узнал ведущий программы «Мир. Мнение» Алексей Мельников у доктора медицинских наук, профессора Андрея Брюховецкого.

Это действительно прорыв или это пока только обещание?

— В области спинальной травмы я бы воздержался использовать такие слова, как «научный прорыв», «научная революция», потому что это самая тупиковая область нейронауки. Мне больше нравится ваша формулировка —«обещание». По крайней мере, прорыв и революция в неврологии и нейрохирургии предполагает полное восстановление. Встал и пошел. Ведь что-то подобное сделали онкологи. Они взяли и гемопоэтическими стволовыми клетками излечили рак — это прорыв. А в случае японских ученых, их работа не достигла этих результатов. Только у одного человека из четырех появились какие-то движения. Просто люди попытались что-то сделать, используя принципиально новую технологию.

  

По сообщениям из мировых СМИ, команда профессора Хидеюки Окано из Университета Кэйо провела эксперимент. Они вводили в спинной мозг «индуцированные плюрипотентные стволовые клетки». Что это такое?

— Давайте начнем с того, что такое стволовые клетки. Это клетки-предшественники всех клеток и тканей нашего организма. Стволовые клетки способны поддерживать свою численность с помощью деления. Они обладают определенной способностью превращаться в различные виды других типов клеток организма. У нас 240 типов. Стволовая клетка способна обеспечить все 240 типов клеток. Соответственно, клетки подразделяются на эмбриональные стволовые клетки, плюрипотентные и мультипотентные клетки. Эта способность клеток определяется в тот или иной тип клеточной ткани. Эмбриональные клетки — это тотипотентные клетки. Они могут куда угодно идти. Плюрипотентные клетки — это следующий этап потенции. Они точно так же, как эмбриональные клетки, могут идти в любую сторону. А следующие, мультипотентные клетки, стали уже на определенный уровень дифференцировки. Например, гемопоэтические клетки — с них будут клетки крови. Нервные стволовые клетки — с них будут клетки нервной ткани. Печеночные клетки — с них будут различные клетки печени. Индуцированные плюрипотентные — это определенный набор клеток, полученный из взрослых соматических клеток, которые были генетически перепрограммированы в состояние, которое подобно эмбриональным стволовым клеткам. Посредством принудительной экспрессии — активации определенных генов и факторов, из них делают эмбриональные стволовые клетки, из которых можно сделать любые клетки. То есть идет возврат от здоровой дифференцированной клетки к младенцу, из которого можно вырастить то, что нам нужно.

Почему 90% пересаженных клеток погибает практически сразу?

— Как делаются эти клетки? Существует определенный набор факторов, они называются факторы Яманаки, которые в 2006 году открыли японские ученые Киотского университета. Если стимулировать эти факторы, то клетку из соматического взрослого состояния можно перевести в стволовое состояние. Собственно, на этом и построена вся идея. Но идея построена на двух главных вещах. Первое — эти факторы можно внести только вирусом. Как только вы их вводите, весь организм и иммунная система начинает реагировать. Как правило, это ретровирус. На него идет огромная реакция всего организма сразу. Естественно, большая часть этих клеток погибнет. Второе — эти клетки чужеродные. Никто не знает механизма их дальнейшего действия. Никто не понимает, как они будут работать. Мы не знаем того количества клеток, которые действительно дифференцировались. Естественно, организм реагирует бурно, и большая часть погибает.

  

Заявление о прорыве в лечении было сделано просто на пресс-конференции. Его не опубликовали в рецензируемых журналах, что с точки зрения специалистов снижает его значимость. Почему?

— Какая разница, где опубликовано? Две третьих работ российских ученых не публикуются в журналах. Это не значит, что они плохие. Я думаю, что это ошибочное мнение. Проблема в том, что регенерация в мозге идет почти год, а в среднем — три года. Поэтому то, что эти люди опубликовали свои результаты через год — вполне нормально. И то, что они опубликовали там, где им дали опубликовать — тоже нормально. Мы опубликовали свои результаты только тогда, когда получили патент на свою технологию. На это ушло три года. Поэтому я бы не стал придираться. Другое дело — у них нет факта. Я являюсь вице-президентом Neurorestoratology. Это международная группа людей, кто занимается, в том числе, и спинным мозгом. Нас 300 профессоров со всего мира, которые объединились. Нам постоянно показывают, особенно китайцы, что их пациенты «встали и пошли». Когда начинаешь смотреть больного, то ничего подобного нет. Есть какие-то движения и изменения, но это не то, чего хочет больной. Понимаете? Я бы осторожно подходил к заявлениям ученых.

При этом, сторонники метода говорят, что уже доказана безопасность этого стволового метода.

— На четырех больных доказательства не делают. Это первое. Второе, я еще раз говорю, клетки сделаны на ретровирусе. Безопасность — сложная вещь, а здесь ретровирусы. Мы не знаем, как они пойдут, ведь это клетки тотипотентные. Они как эмбриональные стволовые клетки. А мы знаем, что в свое время закрыли всю технологию терапии стволовыми клетками, когда стали образовываться тератомы именно из этой группы клеток. Пока желаемое выдается за действительное.

Профессор Окана, руководитель эксперимента, говорит о том, что намерен дальше продолжать и провести масштабные исследования.

— Когда человек называет свою работу научным прорывом, то обеспечивает большое государственное финансирование этих исследований. С другой стороны, он понимает, что не может гарантировать 100% результат. Поэтому он попытается включить ученых. Мы это проходили с Джеффри Райсманом, который в 2008 году впервые предложил технологию с тканевой инженерией спинного мозга. Мы вместе с ним все это делали в России, в Польше, в Америке. И что? Мы не имеем метода, который лечит. Теперь это плюрипотентные клетки. Все гораздо сложнее, чем мы представляли. Просто клеточной терапией, а я ей занимаюсь 35 лет, не решить эту проблему. Проблема гораздо более многослойная. Эта стволовая клетка не может решить проблему, когда весь организм борется с травмой спинного мозга. Они говорят, что добавят клетки, и все станет хорошо. Не будет хорошо! Это один из этапов большого пути. Прежде чем спасать повешенного, его вынимают из петли. Так и здесь. Прежде чем сажать стволовые клетки, заниматься регенерацией, нужно остановить процесс дегенерации, который идет в организме собственной иммунной системы. Это очень важно, здорово и хорошо. Но есть и следующий этап, который нужно решать. Когда ты 35 лет занимаешься травмой спинного мозга, то понимаешь, что сначала нужно решить проблемы общего иммунитета организма, который борется с этой травмой сам. А ты ему еще даешь свои собственные клетки, которые он точно так же убивает!

Получается, что мы находимся пока в самом начале?

— В самом начале, абсолютно точно.

Поделиться:
Мнение: Лучшая борьба с дропперством — уроки цифровой грамотности

Мнение: Лучшая борьба с дропперством — уроки цифровой грамотности

Мнение: Тем, кто соответствует параметрам для семейной ипотеки на «вторичку», нужно максимально оперативно включаться в программу

Мнение: Тем, кто соответствует параметрам для семейной ипотеки на «вторичку», нужно максимально оперативно включаться в программу

Мнение: ВВП стран СНГ растет с каждым годом, этому способствует трансформация экономик

Мнение: ВВП стран СНГ растет с каждым годом, этому способствует трансформация экономик

Мнение: Переболеть корью гораздо хуже, чем вакцинироваться, при вспышке болезнь все равно догонит

Мнение: Переболеть корью гораздо хуже, чем вакцинироваться, при вспышке болезнь все равно догонит