Мнение: Нужно внимательно следить за изменениями на Каспийском море и адаптироваться к природе
22 тысячи квадратных километров площади Каспия уже превратились в сушу. Крупнейший замкнутый водоем на Земле стремительно сокращается последние 30 лет. Почему мелеет Каспийское море? Чем это грозит и можно ли остановить процесс? Ответы на эти вопросы ведущий программы «Мир. Мнение» Алексей Мельников узнал у доктора географических наук, профессора института географии им. академика Г.А. Алиева Амира Алиева.
Каспий непрерывно отступает по уровню суши с 1995 года. Критическая отметка в минус 28,7 метра по балтийской системе была достигнута в 2022 году. Это на 20 сантиметров ниже допустимого уровня. Получается, что сегодня еще ниже?
Да. Раньше Каспий всегда колебался, и уровень менялся. Были времена, когда уровень Каспия был 34 метра. Минимальный уровень за 400 лет был в 1977 году — 29 метров. Сейчас говорят, Каспий критически уменьшается. Нет, это не критические показатели. Еще есть запас. Уменьшение будет продолжаться и в середине этого века. А начиная с 2040 - 2050 годов будет опять подъем, потому что закончился экоцикл. Это поведение Каспийского моря — оно так дышит.
Климат поменялся, и деятельность человека за последние 100 - 200 лет усилилась на берегах Каспия. Это повлияло на то, что его уровень ушел вниз?
Уровень Каспийского моря определяется его водным балансом. Что такое водный баланс? Приходная часть водного баланса — это речной сток. Расходная — это испарение воды. Речной сток формируется циклоном и антициклоном, которые приходят из Северной Атлантики. Каждая капля воды, которая поступает в бассейн Каспийского моря — а он в 10 раз больше, чем само море, — питает его. Основное питание Каспия состоит из двух рек — Волги и Урала. Изменение Каспийского моря на 85% связано с изменением климата, на 10% — с антропогенным фактором и примерно на 5% — с криогенным фактором.
Нынешняя ситуация на Каспии может вызвать экологическую катастрофу в течение ближайших 10 лет?
Такого не может произойти из-за тех самых колебаний. Нужно внимательно следить за изменениями на Каспийском море и адаптироваться.
Просто люди начинают вспоминать то, что случилось с Аральским морем. Они боятся, что это постигнет и Каспий.
Нет, такого с Каспием не случится. Он существует как мощный источник воды. Реки Волга и Урал питают его. Рядом с Аральским морем создали производство хлопка, которое требовало большого количества воды. Каспий — живой организм. Если уровень поднимается, то увеличивается площадь моря. И наоборот, если увеличивается испарение, то уменьшается площадь. Происходит компенсация. Саморегулируемый механизм получается. Нужно знать, как использовать изменяющуюся форму прибрежной зоны для людей и государств, которые находятся рядом.
То, что вода уходит и уровень Каспия понижается, — это же экономический эффект для стран, которые окружают море. Тут как быть?
Конечно, это имеет как экологический, так и экономический эффект. В период с 1978 по 1995 год уровень моря поднимался на 2,5 метра. Наша республика была затоплена — около 50 тысяч квадратных гектаров земли оказались под водой. В 2025 году из-под воды вышло около 40 тысяч гектаров. Этот уровень определяет прибрежную зону — какой она должна быть. Суда, которые приходят к портам в лимане, сейчас остались далеко от моря. Рыбные хозяйства очень пострадали. Нефтяные хозяйства выливают нефть в море. Экономический ущерб составляет около двух миллиардов долларов. Это будет происходить и в ближайшие годы, поэтому надо учитывать изменения уровня Каспия и подстраиваться под природу.
Для наблюдения за тем, что происходит на Каспии, создана двусторонняя российско-азербайджанская комиссия. Как вы оцениваете ее работу?
Нужно тесно работать всем пяти странам — России, Казахстану, Туркменистану, Ирану и Азербайджану. Необходимо создать систему мониторинга, чтобы наблюдать и обмениваться данными.