Насекомые и личинки в рационе: вред или польза?
Нидерландские диетологи создали новое масло из личинок. Ученые изготовили вафли и пирожные с содержанием нового ингредиента. Новый пищевой продукт получили из личинок мухи – черной львинки. Жир из насекомых может стать альтернативой другим пищевым добавкам. Продукт, полученный из личинок, усваивается лучше масла из коровьего молока. В масле из личинок содержится больше белка, витаминов, клетчатки и минералов. По кулинарным свойствам новый продукт не уступает сливочному и оливковому маслу. Участники эксперимента не смогли по вкусу отличить жир личинок в выпечке. По мнению ученых, производство такого масла будет более экологичным. Для разведения личинок требуется меньше пространства, энергии и воды.
На Земле обитает около 1900 съедобных видов насекомых. Ежедневно около 2 млрд человек употребляют их в пищу. В основном, блюда из насекомых популярны в странах Азии. Насекомые богаты белком, клетчаткой, полезными жирами и витаминами. Часто в пищу употребляют сверчков, кузнечиков, жуков, червей и личинок. В жуках содержится больше белка, чем в других насекомых. В ста граммах красных муравьев 14 граммов белка, это больше, чем в куриных яйцах.
В Европе набирают популярность рестораны, в которых готовят блюда из насекомых. В Дании частная фирма начала производить напиток на основе сока яблока, имбиря и сверчков. В Сан-Франциско в муку для приготовления закуски начос стали добавлять жуков и кузнечиков. Полезны ли насекомые, телеканалу «МИР 24» рассказала врач-диетолог Наталия Герасимова.
- Замена обычного масла маслом из насекомых сделает выпечку более полезной?
Наталия Герасимова: Я думаю, в данном случае ингредиент жира заменялся. В выпечке с личинками все равно присутствовала пшеничная мука. Все углеводные свойства сохранялись. В той же выпечке сохранялся сахар, а вместо сливочного масла использовались жиры из насекомых. Что касается использования таких продуктов в рационе питания, то пока это некое будущее. Не знаю, насколько светлое. С нашей ментальностью сложно оценить диетологические аспекты личинок, потому что для нас они уж слишком неприятны на вид. Для нашего европейского мировоззрения использование насекомых в еде пока еще слишком экзотично.
- Неужели привычное масло из коровьего молока и коровье молоко не столь полезны?
Наталия Герасимова: С точки зрения экономики коровье молоко и масло из коровьего молока – достаточно дорогой продукт, он требует усилий животноводства. Все мы помним про СО2 в атмосфере, про коров. Чтобы сделать килограмм сливочного масла, нужно использовать 20 литров молока. Это продукт дорогой. Использовать его в выпечке несколько нецелесообразно. Выпечка, которая покупается в магазине, сделана на маргарине. Выпечка правильная, здоровая, вкусная только дома, на домашней кухне.
- На каком масле лучше жарить?
Наталия Герасимова: Разные существуют точки зрения. Что касается сливочного масла и холестерина, они реабилитированы оба. Перспективы скончаться от инсульта или инфаркта все равно у нас очень высокие, но роль сливочного масла, яиц, сала и прочих продуктов, которые содержат высокий уровень холестерина, их негативный вклад был преувеличен. Сейчас связи ставятся под очень большое сомнение.
- Тем более, есть и диеты, которые советуют убрать углеводы и оставить жирные продукты.
Наталия Герасимова: Это популярная диета кето, которая пришла из США. Это некая антитеза углеводной диете. Масса новинок приходит.
- Вернусь к насекомым. Когда говорят о них, считается, что они могут заменить продукты из привычного рациона, чтобы сделать его более здоровым. Это возможно?
Наталия Герасимова: Все это на стадии эксперимента. В юго-восточной Азии это привычный рацион. Для китайца съесть личинку ничего не стоит с моральной точки зрения и с физиологической. Так у них устроен организм. Мы в средней полосе употребляем пшеницу, молоко, гречку, свинину, для азиата молоко – это отрава. У них нет молочных продуктов, к сожалению. От этого страдают наши соотечественники, которым там приходится жить. Организм каждого человека настроен на национальное питание, ферментная система на него настроена. Как наш организм будет переносить жир личинок, мясо личинок – большой вопрос. Особенно в долгосрочной перспективе. Есть такое понятие в диетологии. Мы рассматриваем длительное воздействие продуктов на здоровье человека.
- В чем здесь может быть проблема, если человек начинает вводить в рацион продукты из другого региона, с другого континента?
Наталия Герасимова: Чаще всего ничем хорошим это не заканчивается. Хорошо, если все не перерастет в изменения в физиологии организма в целом. Например, будет воздействие на генетический материал, на половые клетки. Мы любим животный жир ругать, не хотелось бы переходить на зыбкую почву вегетарианства или веганства, но в животных жирах содержатся жирные кислоты, которые благотворно влияют на наш генотип, на ДНК в целом, помогают ей лучше обустраиваться в меняющейся внешней среде. Наш генотип меняется, в том числе кусочек курочки тоже имеет к этому отношение.
- Считается, что за свою жизнь человек съедает не менее 5 килограммов насекомых. Причем по большей части живых, совершенно этого не замечая. О каких насекомых идет речь?
Наталия Герасимова: Все зависит от того, где мы живем. Насекомых в городе существенно меньше. Это большая биомасса – насекомые. Если вспомните лето на даче, там большое количество мошкары, комаров. Наверное, что-то к нам попадает – в еду и в случайно открытый рот. В юго-восточной Азии масса возможностей употребления, они подтверждают пользу насекомых.
- В будущем появятся пищевые добавки и продукты из насекомых?
Наталия Герасимова: Думаю, что это возможно. Изготовление тех же белково-жировых смесей, порошков, где мы не будем видеть шевелящихся насекомых, нам не будет так страшно все это потребить. Сделать, например, котлету из готового фарша, запечь ее. Это и протеин, и жир. Но каким образом это будет влиять на наш организм через поколения, вызывает сомнения. Мы пока не знаем. 30 лет назад мы большие надежды возлагали на растительные жиры, на маргарин. Потом оказалось, что гидрогенизированные растительные жиры оказывают гораздо более отрицательное воздействие на перспективу атеросклероза и других страшных заболеваний.