Чем могут быть опасны хаотичные кладбища домашних животных?
В Москве начали продавать гробы для кошек. Через интернет можно заказать их в двух вариантах – черном и белом. Гробы сделаны из фанеры и покрыты маслом с добавлением воска. На крышке выжжен рисунок кота с крыльями. Некоторые владельцы кошек заказывают гробы еще при жизни питомцев.
Организаторы бизнеса говорят, что ритуальная атрибутика – способ достойно проститься с питомцем. По закону использовать такие гробы можно только для кремации животных. Госрасценки на кремацию – около тысячи рублей. У частников – намного дороже. Официальное кладбище для захоронения праха домашних животных в Москве только одно.
Чем грозит проблема нелегальных захоронений домашних питомцев, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
- Думаю, не за горами появление компаний, которые будут зарабатывать на гробиках для собак. Как вы думаете, все это говорит о растущей культуре и ответственности владельцев домашних животных?
Владимир Бурматов: Обычно спрос рождает предложение. Если такое предложение на рынке появилось, значит, есть и спрос. Большинство людей воспринимают своих домашних питомцев, как членов семьи. Это правда. И они хотят не только достойно заботиться о них при жизни, но и достойно проводить в мир иной. Я в этом не вижу ничего необычного и плохого. По-человечески это понятно. Я сам являюсь владельцем собаки, мне страшно представить, как ее может не быть, действительно член семьи. Очень важно, чтобы захоронения не носили хаотичный характер. Нам чего действительно не хватает, так это цивилизованных мест для захоронения умерших питомцев. Не то что в Москве, в целом в стране большая проблема нормальной практики кремирования животных, получения останков. Я говорю такие вещи, которые цинично немножко звучат, но это жизнь, от этого никуда не уйдешь. Где жизнь, там всегда смерть, к сожалению. Получение останков питомца и их цивилизованного захоронения – у нас такие места по пальцам можно пересчитать, чтобы они были легальными и соответствовали всем санитарным нормам.
- Если следовать букве закона, использовать упомянутые гробики можно только для кремации умерших домашних любимцев. Почему санитарные законы запрещают предавать земле тела домашних животных?
Владимир Бурматов: Я еще раз буду вынужден сказать циничную вещь, но, к сожалению, это факт: в соответствии с законодательством останки питомцев приравниваются к биологическим отходам, они в законодательстве так и проходят. И они подлежат обезвреживанию путем кремации. После этого их можно захоронить, в том числе в таких емкостях, в этих гробиках маленьких. Надо сказать, что этим наше законодательство ничем не отличается от законодательства других стран. Там, как правило, тоже идет сначала процесс кремации усопшего животного. После этого хозяину возвращают его прах, и он может им распорядиться.
- Мне попадались данные о том, что в России кошки или собаки есть в 55 миллионах домохозяйств. При этом век собак и кошек короток. Где заводчики могут кремировать своих умерших питомцев в Москве? И сколько стоят подобные услуги?
Владимир Бурматов: Если говорить про Москву, то услуги кремации здесь предоставляют государственные ветеринарные службы и частные компании. Цена варьируется от того, будет эта услуга оказана вам индивидуально, либо она будет массовой. Вынужден сказать циничную вещь, но большинство таких услуг оказывается в массовом порядке, когда сжиганию подвергаются останки нескольких или большого количества животных. Таким образом, они превращаются в прах и далее захораниваются. Это можно с братской могилой сравнить. И в таком формате это может стоить в регионах от 1300-1500 рублей, в Москве чуть дороже – несколько тысяч рублей, а если индивидуально, это может стоить и 8, и 10, и 12 тысяч рублей, потому что частные компании, которые занимаются индивидуальной кремацией, они предоставляют и залы для прощания, и возможность захоронить вазу с прахом – разные услуги. Как всегда в услугах частных компаний, верхнего потолка цен не существует. Если говорить о бюджетных вариантах, то это Государственная ветеринарная служба.
- В Москве всего одно официальное кладбище домашних животных. Неофициальных много. К примеру, такое есть в парке Лосиный остров. Некоторым питомцам там установлены памятники с фотографиями. Недешевые памятники. Как вы думаете, почему люди, которым не жалко потратиться на памятник кошечке или собачке, не тратятся на кремацию?
Владимир Бурматов: Мне кажется, многие просто не сталкивались с этим и не знают, что это есть. Когда я говорил о культуре отношения к животным, в том числе после того, как они уходят в мир иной, я говорил и об этом. Это недостаточная разъяснительная работа и так далее. У нас много хаотичных (я бы их назвал ситуативными) кладбищ домашних животных, где кто-то кого-то похоронил, и они разрастаются до больших размеров. Я видел их, там много захоронений животных. При этом, как любые останки, это может стать серьезной проблемой, потому что все разлагается. Представьте, сейчас таяние снега, это все попадает в грунтовые воды, дальше водозабор. Где окажется это, одному Богу известно. Поэтому безопасно и правильно кремировать своего питомца. К сожалению, эти кладбища, которые люди сами создают и организуют, это нарушение законодательства и нарушение порядка обращения с биологическими отходами. Можно попасть на серьезный штраф.
- Какой штраф за такое нарушение?
Владимир Бурматов: Там очень большой разбег. Если это касается юридических лиц, по-моему, до 700 тысяч рублей. Если физические лица, несколько десятков тысяч рублей. Это верхний потолок я называю.
- Если бы все соблюдали закон, хватило бы для всех животных мощностей крематориев?
Владимир Бурматов: На мой взгляд, спрос всегда рождает предложение. Если бы был спрос на кремирование животных, то частных компаний появилось бы больше, услуги предоставлялись бы активнее. Честно говоря, оборудовать крематорий не сильно много денег стоит.