«Вахта памяти» онлайн: как пройдет поисковый сезон?
Из-за режима самоизоляции «Вахта памяти» открылась онлайн. Каким будет новый сезон, телеканалу «МИР 24» рассказала ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева.
- Как это было? Кто принимал участие в видеоконференции?
Елена Цунаева: Мы собрались на площадке Общественной палаты. Там было 150 подключений, но участников было чуть больше. Например, Республика Кыргызстан смогла собраться с условием всяких ограничительных режимов, ребята из отряда «Наша Победа» были почти в полном составе. Участвовали представители девяти стран: страны Балтии, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Молдова. Мы впервые так собрались. Мы очень мечтали об этом в юбилейный год. Но получилось хотя бы так, мы очень этому рады, вахту открыли.
- Какие были поставлены задачи участникам движения?
Елена Цунаева: Особенности внесли коррективы в наши планы. Мы не смогли собраться и провести полномасштабную поисковую экспедицию в эти весенние дни, но мы смогли сосредоточиться на нашей работе по ответам на запросы граждан. Есть у нас проект «Судьба солдата». Мы работаем традиционно в течение года, открываем общественные приемные. Сейчас это невозможно, поэтому мы перезапустили проект онлайн. За две недели уже поступило более 3,5 тысяч заявок. Теперь поисковики из разных регионов будут помогать отвечать на эти запросы. Дело это непростое, иногда над одним запросом можно работать день и больше, писать несколько писем в разные инстанции, мы будем стараться делать все, что сможем. Есть у нас и другие онлайн-проекты – образовательные. Поскольку поиск – особое дело. Недостаточно иметь лопату и желание копать, нужно иметь знания, умения, навыки специфические. У нас государственная задача – мы восстанавливаем судьбы бойцов.
Особенную историю мы хотим сделать 9 мая, сегодня на открытии «Вахты памяти» об этом говорили. Когда мы устанавливаем имя в ходе поисковых работ, мы всегда сразу ищем родственников бойцов, но не всегда это получается в силу разных причин – поменялись фамилии, переехали в другие регионы, иногда теряется семейная история и просто не помнят этого человека, а иногда просто никого нет в живых. Мы решили, что 9 мая наша обязанность – назвать этих людей на наших интернет-ресурсах, записать ролики. Получается, что кроме нас вспомнить этих бойцов в рамках «Бессмертного полка», наверное, будет некому. Конечно, мы вывесим портреты своих близких, но вспомним и тех, кто отдали жизнь за родину не будучи нашими родственниками, но чьи судьбы восстановили поисковики.
- Сейчас у многих повысилась активность в соцсетях. Это помогает в работе по поиску родственников солдат?
Елена Цунаева: Соцсети – наша палочка-выручалочка. Я не скажу, что быстрее и больше мы находим родственников, здесь мы видим ту аудиторию, которая хочет этим заниматься и которой интересна наша работа. Практически запущены наши онлайн-акции с определенными хештегами. За полторы недели проведения они собрали 38 млн просмотров. Это говорит о том, что наши граждане очень интересуются темой Великой Отечественной войны, темой добровольческого труда, ребят из поисковых отрядов. Конечно, это очень приятно.
- Что запланировано на текущий год в рамках проекта «Без срока давности»?
Елена Цунаева: Это необычный проект для поискового движения, потому что речь в нем идет не о защитниках Отечества, погибших на фронтах, а о мирном населении, которое пострадало от рук нацистских преступников и их пособников. Мы начали этот проект как всероссийское общественное движение, но к нему сейчас присоединилось очень много партнеров: Росархив, Минобороны, МИД, Министерство просвещения, Российское историческое общество.
На этот год у нас были большие планы: это поисковые работы и поисковые разведки (часть из них мы успели провести, но сейчас эти работы приостановлены, вернемся к ним позже), большая историко-архивная работа, связанная с рассекречиванием архивных документов (об этом можно прочитать в лентах нашего информационного партнера «РИА Новости»), и публикация этих архивных документов. Впервые в послевоенной истории будет опубликован целый комплекс – 23 тома (22 тома региональных и 1 федеральный, в котором раскрывается политика геноцида со стороны нацистской Германии и ее сторонников на территории Советского Союза, в частности, современной территории Российской Федерации).
И третий блок – образовательный и просветительский. Очень важно, чтобы наши ребята знали, что нацисты не просто планировали захватить страну, они планировали геноцид в отношении народов, которые населяли Советский Союз. Мы планируем по итогам года подготовить образовательный контент, который предложим Министерству просвещения для того, чтобы расширить учебную программу и возможности наших ребят познакомиться с этой трагической страницей в истории нашего государства.