Работающие мигранты снова должны оплачивать патенты
Срок действия указа о льготах мигрантам продлили до 15 сентября. Что изменилось для иностранцев, желающих работать в России, телеканалу «МИР 24» рассказал президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов.
- Что изменилось для трудовых мигрантов с 1 июля?
Вадим Коженов: 18 апреля был принят Указ президента, который давал очень большие льготы мигрантам с 15 марта по 15 июня: не нужно было платить патент, вставать на миграционный учет – сделали все, чтобы в сложный период карантина, когда сложно найти работу и легко ее потерять, мигранты могли получить поддержку. Фактически жилья у них здесь нет, многие потеряли работу, даже не могут вернуться домой, потому что закрыты границы. Ситуация очень сложная. Срок действия до 15 июня.
В конце мая было понятно, что реально ничего не поменялось – экономика не работает, границы закрыты. Мы вышли с просьбой продлить действие указа до 15 сентября, записали обращение, выложили на канале. 15 июня продлили указ до 15 сентября.
Единственное ограничение – те, у кого есть работа, доход, должны оплачивать патент. А те, у кого работы нет, могут спокойно находиться на территории России, не боясь штрафов и выдворения.
- Система получения разрешений на работу не изменилась?
Вадим Коженов: Поменялся один момент. Раньше приезжал иностранный гражданин, получал патент, работал по нему год. И он должен был выехать из страны, а затем заново мог на год оформить патент. И так каждый год. Сейчас, в связи с закрытием границ, и в указе это отражено, патенты оформляются без выезда. Те, у кого заканчивается патент, могут прийти за новым, не выезжая на родину.
- Те, кто уехали на родину в начале пандемии, а сейчас хотят вернуться и продолжить работу в России, теперь должны сотрудничать с частными агентствами занятости? Что это за агентства?
Вадим Коженов: Никакой связи нет. Частные агентства практически не влияют на рынок труда. Им надо дождаться, когда самолеты полетят. Как только они полетят, все вернутся.
Агентства – мифическая сила. Это, в основном, только в Узбекистане, в остальных странах этого особо нет. Это все относится к организованному набору иностранных граждан. Я в него не верю, по факту это несерьезно.
- В Санкт-Петербурге и Ленобласти задействована цифровая платформа мигрантов – база данных о вакансиях, о требованиях к соискателям, то есть любой иностранный гражданин загружает себе эту базу в смартфон, по ней смотрит. Этот опыт Вы как-то рассматриваете?
Вадим Коженов: Нет ни одной структуры, которая серьезно повлияла на рынок труда. У нас точно так же есть несколько тысяч вакансий. Я сейчас могу трудоустроить несколько тысяч человек, но, к сожалению, эта система не работает. Людям комфортнее и привычнее пользоваться сарафанным радио. Их обманывают регулярно, не выплачивают зарплату, но в цивилизованный формат подвинуть ситуацию пока не получается.
- Что для этого нужно?
Вадим Коженов: Помните, был такой анекдот, когда евреев послали на Дальний Восток организовывать колхозы? Они через две недели выслали телеграмму: «Колхозы организованы. Шлите колхозников». Это примерно то же самое.