С 2021 года ставки акцизов на табачную продукцию вырастут на 20%, закон приняла Госдума. Изначально предполагался рост на 4%. Почему увеличение оказалось больше запланированного, телеканалу «МИР 24» рассказал президент Центра экономики инфраструктуры, кандидат экономических наук Владимир Косой.
- Почему Госдума приняла такое решение?
Владимир Косой: Есть вопрос влияния двух лобби. Я бы сказал, что одно – медицинское, те, кто видят в табаке вред для здоровья, рассматривают введение акцизов как возможность снизить табакокурение в России. И второе – то, которое занимается увеличением доходов государственного бюджета, видит свою цель в поступлении налогов.
- Спикер Госдумы заявил, что повышение акцизов должно привести к изъятию сверхдоходов у табачных компаний. Как вы это прокомментируете?
Владимир Косой: В России вместе с ростом акцизов будет происходить рост цен на табак. Со своей стороны я ничего плохого в этом не вижу, поскольку с моей точки зрения то, что повышение акцизов приведет к снижению табакокурения на 3-10%, является благом.
- Как отреагировали на новый закон табачные компании?
Владимир Косой: Понятно, что увеличение акцизов воспринимается негативно. Эксперты, которые связаны с рынком, говорят о том, что не произойдет реального увеличения доходов, а произойдет увеличение фейков, контрафакта и снижение продажи сигарет. От снижения объемов продажи табака я не вижу никакой трагедии, считаю, что в этом есть положительный момент. Что касается опасения, что увеличится количество контрафакта, да, наверное, на несколько процентов. Но в целом увеличение стоимости табачных изделий является общемировой тенденцией и не является значимым отрицательным фактором для экономики или общества.
- В Минфине предположили, что в 2021 году пачка сигарет в среднем подорожает на 20 рублей. Какой процент курильщиков откажется от привычки?
Владимир Косой: Я не являюсь специалистом в медицине. Я понимаю, что на несколько процентов, скорее всего, произойдет снижение. Это не будет значимым снижением, но какой-то процент откажется от привычки. В этом я вижу благо с точки зрения социальной, медицинской функции, демографии. С точки зрения бюджета – у нас общий объем акцизов по табачным изделиям составляет порядка 600 млрд, увеличение акцизов на 20% составит порядка 100 млрд рублей в год. Это небольшая вишенка на торте, не могу сказать, что это значимая сумма для федерального бюджета.
- Может ли это решение привести к повышенному спросу на сигареты?
Владимир Косой: Могу предположить, что в отдельных регионах может возникнуть желание запастись сигаретами впрок. Тут не будет роста на 30-40%, это будет более спокойный уровень роста. Я не думаю, что будет серьезный ажиотаж.
- Может ли рост акцизов на табак повлиять на другие сферы потребительского рынка?
Владимир Косой: Это определенный индикатор. Повлиять – нет, а то, что общая тенденция сводится к тому, чтобы повышать акцизы, уровень налоговой нагрузки, широко использовать косвенные налоги и акцизы, – эта тенденция есть. К ней я отношусь достаточно отрицательно, потому что одним из реальных конкурентных преимуществ России, как сказал Герман Греф, является низкий уровень базовых налогов. Сейчас мы идем по пути того, что мы лишаемся этого преимущества.
Что касается табакокурения, даже если мы не получим дополнительных поступлений в госбюджет, а просто обеспечим снижение на несколько процентов табакокурения, то это не является проблемой. Другая вещь, о которой говорит табачное лобби, что меры, направленные на снижение употребления табака, приводят к увеличению вейпов, смесей нового поколения, что фактически не является отходом от привычки курить. Я не совсем согласен, потому что, если мы проследим статистику, то увидим, что отношение общества к табакокурению очень сильно трансформировалось в последние 30-40 лет.
В самолетах еще 15 лет назад можно было курить в салоне, в результате пассивными курильщиками оказывались все пассажиры. То же касается тамбуров поездов, ресторанов, других общественных пространств. Мы в этом плане очень сильно продвинулись, наша культура потребления табака изменилась. Все меры, в том числе повышение акцизов, ведут к тому, что курение табака постепенно уходит из жизни общества как некая социальная функция. Это благо. Я говорю как бывший курильщик, который 10 лет назад отказался от этой привычки.