COVID-19 как способ наживы: кто продает и кто покупает поддельные справки о коронавирусе?
В интернете появился нелегальный бизнес по продаже справок с результатами тестов на COVID-19. Документ очень востребованный. Купить справку можно по цене от тысячи до двух с половиной тысяч рублей. Как остановить мошенников, что может грозить им и тем, кто покупает такие документы, телеканалу «МИР 24» рассказала юрист Татьяна Белова.
- Можно ли остановить такой вид мошенничества?
Татьяна Белова: Это глобальная проблема. Остановить ее можно, если искоренить спрос на такие справки. В ином случае – вряд ли.
- Какое наказание грозит продавцам поддельных справок?
Татьяна Белова: Для продавцов есть два вида ответственности – административная и уголовная. Если продавцом выступает юридическое лицо, это административная ответственность. Если продавцом выступает физическое лицо, то уголовная.
- Какие сроки и штрафы могут быть?
Татьяна Белова: По КоАП для юридических лиц устанавливается штраф от 30 тысяч. Если мы рассматриваем уголовно наказуемое деяние, то начинается от ограничения свободы и заканчивается лишением свободы до трех лет.
- По каким признакам можно определить, что справка липовая?
Татьяна Белова: Определить можно, но в зависимости от того, как выглядит справка. Если визуально ясно – печать поставлена на самом деле или выведена на компьютере – то это заметно. Если печать поставлена, есть подпись ручкой, то иногда определить бывает невозможно. Но если отсутствует оригинал, обычному человеку будет сложно определить, поддельная это справка или оригинальная.
- Мошенники используют названия реальных клиник. Эти учреждения могут защитить свою репутацию?
Татьяна Белова: Да, у таких организаций такое право есть. Они даже должны обращаться в правоохранительные органы, поскольку это нарушает их права, репутацию, но сами медорганизации узнают об этом в последний момент. Справки предоставляются людьми для третьих лиц – для работодателей, еще куда-то. Выдавала организация справку или нет, узнается, когда проводится проверка. В иных случаях учреждение может работать и не знать, что от его имени выдаются справки.
- Насколько сложно выявить такие преступления?
Татьяна Белова: Сложно не выявить, а расследовать, поскольку правоохранительные органы достаточно загружены, очень сложно установить тех лиц, которые этим занимаются. Есть сложности в квалификации. Наше законодательство в плане регулирования вопроса – что является официальным документом – не совсем полностью разработано. Является справка официальным документом или нет? Нужно будет устанавливать юридическую природу документа. По практике, органы полиции за такие категории преступлений берутся неохотно.
- Нужно доработать законодательную базу?
Татьяна Белова: Да, нужно доработать, но нужно доработать по порядку предоставления справок. Например, если люди возвращаются из-за границы, они должны пройти тестирование на COVID. Я сама это проходила, есть обязанность разместить справку на портале Госуслуг. Она переходит в контролирующие органы, которые могут сделать запросы и проверить, выдавалась такая справка или нет. То же самое с работодателями.
Такие справки должны легко проверяться. Если человек будет это осознавать, он вряд ли будет обращаться в организации, которые предоставляют поддельные справки. Он же понимает, что тестирование он не проходил, а справку получает.
Это занимает много времени, тема актуальна, много других вопросов, которые требуют регулирования, но нужно сделать эту процедуру более прозрачной. Либо работодатели могут сотрудничать с определенными компаниями: человек прошел тестирование, и компания в адрес работодателя направляет результаты.
- Человеку за то, что он купил такую справку, грозит реальный срок, если окажется, что он болен?
Татьяна Белова: Когда появилась инфекция, были внесены изменения в законодательство, новые виды ответственности. Если человек не соблюдает санитарно-эпидемиологические правила, не совершает действия, которые от него требуются, наказание для этого есть – вплоть до уголовного. Если человек сел в самолет, у него была коронавирусная инфекция, а он предоставил сведения, что у него этого нет, но это повлекло заражение других людей или смерть, можно получить наказание до семи лет лишения свободы.