Вечный двигатель: как устроен неизнашиваемый клапан сердца?
В России создали неизнашиваемый кардиоимплант. Как устроен биоклапан сердца, не требующий замены, и есть ли у него перспективы, телеканалу «МИР 24» рассказал генеральный директор компании «Кардиотехника» Сергей Поздняков.
- Как устроен клапан?
Сергей Поздняков: Он устроен, как и все биологические клапаны. Сейчас идут активные исследования путей мягкого очищения биоматериала, который используется в качестве рабочего «тела» этого клапана. Каркас металлический, а створки делаются из перикарда крупного рогатого скота. Задача – бережно вычистить материал от всех включений и оставить чистую поляну, которая впоследствии могла бы заселиться клетками человека.
- По факту это протез клапана сердца, который организм не воспринимает в качестве инородного тела и становится частью тела пациента через какое-то время?
Сергей Поздняков: Да, это исключает дефекты, которые обычно встречаются в биологических имплантах: развитие иммунного воспаления, возникновение зон уплотнения, истончение тканей, формирование тромбов. Это решает основную задачу, которая мешает развиваться именно биологическим клапанам сердца, – достаточно короткий срок жизни, максимум 15 лет.
Биологические клапаны позволяют человеку более-менее нормально жить после имплантации, после которых, как после механических протезов, не нужно принимать много коагулянтов и подобного. Фактически человек живет нормальной жизнью. Мы пытаемся создать и выпустить клапан, который заселялся бы клетками человека и являлся как будто обычным человеческим клапаном, который был до болезни.
- Полная адаптация организма какое время может занять? Нужна ли реабилитация после операции?
Сергей Поздняков: Таких данных пока нет. До заселения это будет нормальная жизнь, а заселение поможет увеличить срок службы клапана. Пока мы добиваемся чистоты. В современной практике используют очень токсичные материалы, после которых на обработанной поверхности не растет ничего.
- Биоклапаны ставят людям старшего возраста?
Сергей Поздняков: Да, потому что срок жизни биоклапана не такой длинный. Этот механический клапан достаточно долго функционирует в организме человека, но при условии ежедневного приема лекарств и контроля – качество жизни не то.
- А у вашей разработки таких ограничений нет?
Сергей Поздняков: Нет. Если в конечном итоге все подтвердится и нам удастся все сделать, то от детей и дальше можно будет ставить.
- Какие еще предстоят испытания?
Сергей Поздняков: Сейчас идет доработка. Проводится обработка, потом испытания на животных, в лаборатории – смотрится шаг за шагом, что получается. Это ступенчатое приближение к идеалу.
- В других странах этим занимаются сейчас?
Сергей Поздняков: Да, занимаются и в Швейцарии, и в Германии, и в США, и в Великобритании, но пока нет ни у кого результатов доказанных. Надеюсь, мы будем первыми.
- Возможно ли, что технология в будущем позволит создать и другие неизнашиваемые «запчасти» для человека?
Сергей Поздняков: Да. Мы это и подразумеваем. Начиная с челюстно-лицевой хирургии заканчивая пластикой сердца, стоматологией. Если мы все доведем до ума, сам клапан сердца будет достаточно значимой продукцией. Очень широкое поле применения для этих биоматериалов.