Дорожный пересол: как избыток реагентов вредит природе и людям
В период снегопадов коммунальщики щедро посыпают улицы реагентами. Как спасти собственные ботинки и брюки, а также лапы питомцев и какие средства борьбы со льдом особенно опасны, телеканалу «МИР 24» рассказал независимый эксперт, кандидат химических наук Юрий Орлов.
- Что такое противогололедные реагенты? Из чего они состоят и какие разновидности используются?
Юрий Орлов: Во всем мире 95% противогололедных реагентов – поваренная соль. 3% – хлорид кальция, на другие соли приходится только 2% – в основном, эти соли используются на аэродромах.
В Москве используется более сложная комбинация двух солей – хлорида натрия – приблизительно 80%, и примерно 20% – хлорида кальция. Используются добавки в незначительном количестве – формиата натрия и хлорида калия.
- Как работают реагенты?
Юрий Орлов: Весь смысл применения реагентов в том, чтобы не допустить образования зимней скользкости на дороге. Если идет снегопад, то снег сразу с дороги убрать не получается, на это нужно несколько часов. За это время он не должен прикататься к поверхности дорожного покрытия, не должен образоваться ни снежный накат, ни лед. Реагенты, взаимодействуя со снегом, образуют жидкий раствор солей, которые обволакивают частички снега и они перестают смерзаться и прилипать к дорожному покрытию.
- Соли негативно влияют на почву и грунтовые воды. Они небезопасны для экологии?
Юрий Орлов: Все дело не в том, что это соль, а в каких количествах применяются реагенты. Та же соль, которая у каждого на столе, человеческому организму необходима, но избыточное количество вредно. И мы страдаем от того, что мы пересаливаем улицы, то есть избыточно применяем противогололедные реагенты, отсюда имеем негативные последствия.
Сейчас на улице минус 10 градусов, но если вы видите на дорогах или на пешеходных дорожках лужи или снежную жижу, то можно сразу сказать, что норма применения реагентов превышена в два – четыре раза, а этого быть не должно – ни луж, ни каши. Как только все это образуется, транспортный поток поднимает все это в воздух, это разлетается. Включает в себя эта жидкая масса с дороги и продукты износа дорожного покрытия, и покрышек, и нефтепродукты, и противогололедные реагенты, и стеклоомывающие жидкости. Все это поднимается вверх и разлетается. Это негативно сказывается на людях и на растениях.
Если человек ходит по этим лужам, он обувь себе испортит, если собаки бегают по таким дорогам, то лапы они отмораживают. Если снег переваливается на газоны, рано или поздно там все погибнет.
- Как можно уберечь обувь от реагентов?
Юрий Орлов: Обувь нужно защищать. Сегодня в продаже есть составы, которые обладают водоотталкивающими свойствами. Животных не нужно водить по дорогам, обработанным реагентами, иначе они просто отморозят лапы, дальше будет воспаление.
- Автовладельцы жалуются, что соль разъедает краску и возникает коррозия. Это единственное зло? Можно минимизировать негативное воздействие реагентов на автомобиль?
Юрий Орлов: Минимизировать можно. Это связано с тем, что не нужно пересаливать дороги. С этой проблемой столкнулись со времен Второй мировой войны, когда в США начали активно использовать реагенты для зимнего содержания дорог. Уже тогда обнаружилось, что машины стали интенсивно подвергаться коррозии. Уже на стадии изготовления начали принимать технические решения, которые и сейчас применяются.
Современные машины в меньшей степени подвержены коррозии. Ответственные детали делают из пластмассы, качественные покрытия. Если машина не была в аварии и ей не 20 лет, она подвергается коррозии в меньшей степени, но полностью это предотвратить все равно не получится. Попытки ввести ингибиторы коррозии в противогололедные реагенты до сих пор больших успехов не имеют. Используются реагенты с пониженной противокоррозийной активностью, но они используются на аэродромах – они дорогие.
- Насколько уместно говорить о новых составах, которые выполняли бы противогололедную функцию, но при этом не имели бы столько отрицательных последствий?
Юрий Орлов: Попытки изобрести их предпринимаются, но ничего путного быть не может. Представьте масштабы применения реагентов. В США, например, каждый год используется 9 – 12 млн тонн. Это огромное количество. В России используется 1,5 – 2 млн тонн – мы еще далеко от Америки. Никакая промышленность выпускать другие реагенты, кроме как добывать минеральное сырье, не может. Это становится очень дорогим, поэтому используются доступное и распространенное минеральное сырье – поваренная соль. Незначительное количество, где необходимо, используется хлорид кальция. Есть попытки изменить, но это принципиального значения не имеет.
- Пять советов, как минимизировать негативное воздействие реагентов?
Юрий Орлов: Основное – правильно применять реагенты, не пересаливать улицы. Все негативные явления начинаются с того, что мы избыточно их применяем. Это мы не только бессмысленно выбросили деньги на дорогу в грязь, это же имеет под собой негативные последствия – грязные машины, грязь разлетается вокруг, страдает обувь, животные и растения.
Реагенты на пешеходных зонах должны применяться избирательно. Часто говорят, что их применяют даже на детских площадках, но они по технологии запрещены. Также запрещено применение в парковых зонах, на школьных площадках. Там должна быть механическая уборка, при необходимости должны применяться песок, мраморная или гранитная крошка.
Животных нужно выгуливать по чистому снегу. Я на примере своей собаки все это проходил. Когда переходил дорогу, обильно смоченную реагентами, мне приходилось брать ее на руки, иначе она начинала сначала на трех лапах прыгать, потом вообще приходилось поднимать, потому что она отмораживала лапы. Обувь надо обрабатывать составами, которые предотвращают ее смачивание, стараться не ходить по месиву.