Тюнинг по правилам: какие изменения в автомобиле теперь под запретом?
В России вступили в силу новые правила для автовладельцев. Тюнинговать машину будет сложнее. Останется ли у любителей автокреатива шанс что-то сделать или нужно будет принимать машину такой, какая она есть, телеканалу «МИР 24» рассказал автоэксперт Павел Будяков.
- Что теперь с машиной делать нельзя?
Павел Будяков: Основной список изменений, которые теперь можно вносить, остался прежним. Другой вопрос в порядке действий. Раньше это можно было сделать, заехав в тюнинг-ателье или сервис, а сейчас для этого нужно заехать в ГИБДД и сделать дополнительный осмотр автомобиля, экспертизу. Сотрудник проверяет ВИН-номера, осмотр похож на осмотр в рамках стандартного техосмотра.
- Из документов следует, что теперь все нужно делать через разрешение специальной лаборатории?
Павел Будяков: К сожалению, да, целесообразность изменения порядка действий под большим вопросом. Это больше было применимо к грузовым автомобилям. Я бы обратил внимание на старые автобусы, которые возят разнорабочих на стройки. Это транспорт, который давно пришел в негодность, но, тем не менее, продолжает движение по нашим дорогам. Что касается изменений новых, сейчас в большей части это касается изменений по газобаллонному оборудованию и отметок об изменении в конструкцию двигателей, связанных с изменением мощности.
У нас налог считается по лошадиным силам, я думаю, недалек тот день, когда у нас затюнингованные машины начнут платить за фактическое количество лошадиных сил налог.
- В паспорте транспортного средства одна цифра получается, а по факту это другая?
Павел Будяков: Разница в налоге. Если до 250 лошадиных сил за гражданский автомобиль платить 10-12 тысяч рублей в год, то уже за тюнингованный 50-60 тысяч рублей, разница ощутимая. Хотя в других странах принято считать по массе автомобиля, что более целесообразно, а не по мощности двигателя.
- Поставить газово-бензиновое оборудование на машине – теперь как это будет выглядеть?
Павел Будяков: Теперь нужно будет автовладельцу явиться в одно из отделений ГИБДД, которое не привязано по территориальному признаку, даже если машина зарегистрирована в другом городе, можно приехать. Например, в Москве по месту жительства, где ближайший отдел ГИБДД, обратиться с соответствующем заявлением, пройти дополнительный технический осмотр на площадке.
Это осмотр, который делается в рамках стандартной процедуры по регистрации транспортного средства: посмотрит человек фонариком, убедится в соответствии номеров на автомобиле и документах, и отправит дальше за получением специального штампа. Штамп вносится в ПТС, может, сейчас будет дополнительно выдаваться документ на внесенные изменения, но, в первую очередь, изменения должны быть отражены в ПТС – это и сейчас такой порядок. Просто сейчас для этого не нужно приезжать в ГИБДД, а нужно было по факту установки оборудования приехать и зарегистрировать его фактическую установку. После ГИБДД автовладелец направляется к установщикам этого оборудования, дальше – в лабораторию специальную, где проверяют безопасность и выдают специальный документ. С этим документом можно эксплуатировать транспортное средство в дальнейшем.
- До установки надо получить еще в некой лаборатории справку о том, что это оборудование заводского изготовления, что оно соответствует всем нормам безопасности?
Павел Будяков: С установленным оборудованием сначала надо ехать на осмотр в ГИБДД, а потом в лабораторию, чтобы они утвердили, что все установлено безопасно.
- Лабораторий не более двух десятков, большая часть находится в Москве?
Павел Будяков: Да, это Московский автодорожный институт – самая старая лаборатория, она долгое время была единственной. Это недостаточное количество, чтобы внести все изменения, которые люди фактически осуществляют на своих автомобилях.
- Почему именно сейчас введено такое ужесточение?
Павел Будяков: Каких-то прецедентов, которые могли этому предшествовать, я не могу вспомнить. Речь могла идти о газовом оборудовании, но довольно давно. Не исключаю, что законопроект долго обсуждался, он еще в 2019 году был предварительно утвержден, потом внесены были поправки, сейчас последние – от 1 февраля 2021 года. Не много не успевают законодатели за фактическим изменением ситуации. Все быстро меняется, законопроекты разрабатываются долго. Я бы применил его к грузовому транспорту, который, очевидно, требует внимания, и вот лучше с этим бы разобрались.
- Сервисные мастерские, у которых установка оборудования – способ заработка, будут договариваться с лабораториями, чтобы как можно быстрее проходить эти осмотры? Открывается некое поле для теневого бизнеса?
Павел Будяков: Да, не исключено, что это будет дополнительным побором, как сейчас техосмотр представляет собой процедуру весьма номинальную. Люди не проверяют машину, все равно фактически в сервисе, как все знают, есть список компаний, которые аккредитованы на выдачу соответствующих полисов техосмотра, и выдают за какую-то плату, за 1000 – 1500 рублей. Не исключено, что и этот дополнительный регламент сведется к тому, что человеку нужно будет оплатить бумагу, которая будет носить чисто символический смысл. Может быть и такой вариант.
- Правила имеют обратную силу? Если кто-то раньше установил на машину, например, багажник, нужно ли теперь получать на него дополнительные документы?
Павел Будяков: Про багажники я не увидел ничего, но, думаю, что нет. Если это дополнительное оборудование соответствует требованиям стандартов, ГОСТов… Был разговор про «кенгурятники», которые сейчас запретили, с ними боролись. В принципе, их практически сняли со всех машин. Контроль и надзор обычно осуществлялся не на дорогах, не из потока машин останавливали, а в рамках постановки автомобиля на учет. В ГИБДД такую машину не ставили, заставляли снимать это оборудование, чтобы инспектор провел визуальный техосмотр. Думаю, что актуальны газ, фары и выхлоп.