Москвича могут лишить квартиры из-за незаконной перепланировки: снес два куска несущей стены
ГЖИ Москвы вышла в суд с требованием продать с торгов квартиру москвича, который сделал в ней незаконную перепланировку. Он снес два куска несущей стены. Можно ли остаться без жилья из-за незаконной перепланировки и как ее узаконить, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов.
- Чем, на ваш взгляд, закончится эта история? Продадут ниже или выше рынка, человек останется без квартиры?
Андрей Костянов: Надо смотреть, чем закончатся торги, если суд встанет на сторону ГЖИ. Госжилинспекция, действительно, поступает правильно и в соответствии с законом, потому что у нас переустройство или перепланировка, которые угрожают целостности конструкции многоквартирного дома, должны устраняться. Если они не устраняются, надзорный орган выходит в суд с требованием выселить нерадивого собственника, квартира продается с торгов, часть денег идет на восстановление (если сам собственник в отведенное время не восстанавливает конструктив дома), остальное возвращается собственнику, минус средства, которые необходимы были для проведения торгов. Это единственный случай, когда у человека можно его единственное жилье, которое является его собственностью, сейчас реализовывать.
- В суд ГЖИ пошла не сразу – были предупреждения, штрафы. Почему человек не исправлял то, что он сделал? Не верил, что у него отберут квартиру?
Андрей Костянов: Формулировка в ЖК говорит о том, что такие действия можно предпринимать, если существует угроза целостности многоквартирного дома. Чтобы эту угрозу определить, нужно проведение ряда экспертиз, которые может провести как сам будущий истец, так и по ходатайству в суде. Видимо, ГЖИ собирала документы, доказательства, чтобы выиграть этот процесс. Что касается предупреждений и уведомлений, они тоже действовали в соответствии с законом, потому что нельзя сразу прийти к человеку, сразу попасть в дом. Возможно, эти перепланировки были определены по внешним признакам.
- В этом деле жалобу на перепланировку написал сосед, который это увидел.
Андрей Костянов: Соседу надо сказать «спасибо», потому что это активная позиция. Несущая стена – конструктивный элемент, то, что нельзя сносить ни в коем случае. Если делаются какие-то проемы (там получается ряд согласований и разрешений в администрации, с пожнадзором, если в доме газовые плиты), нужно заключение и внесение изменений в паспорт объекта на уровне автора проекта – проектного бюро. Должны быть выполнены расчеты, стена должна усиливаться. Речь идет не о перепланировке, а о переустройстве.
- Есть ли подобные прецеденты в России по изъятию квартир?
Андрей Костянов: Мало, потому что, как правило, перепланируют квартиру и несущие стены не рушат, если мы не говорим про первые этажи, которые уходят в некоммерческое жилье. Им меняют назначение.
Несколько лет назад в Московской области был ряд случаев, когда ломали несущие стены. Приезжали ГЖИ, прокуратура, все благополучно приостанавливалось. Так можно снести две стены, а потом три подъезда ушло вниз, особенно, если панельный или монолитный дом.
- Какие варианты перепланировки не получится согласовать?
Андрей Костянов: Однозначно не получится согласовать перенос влажной зоны – санузла и кухни. Нельзя устраивать кухни и санузлы над жилыми комнатами. Вы не согласуете изменение площади кухни, если у вас газовая плита, вы не согласуете арки вместо дверей, если у вас на кухне газовая плита или газовый котел. Есть ряд технических моментов – в зависимости от проекта, от материала стен и так далее.
Полного перечня нет. Возможно, в одном доме вам разрешать уменьшить ширину проема входной двери, а в другом – нет.
- Как согласовать перепланировку?
Андрей Костянов: Если в Москве, это просто. Есть портал mos.ru, где есть целый раздел. Вы в него заходите, авторизуетесь, подаете уведомление. В любом случае, вам нужно перепланировку согласовать – с администрацией, с ГЖИ, с пожарной службой. Вы подаете документы, предельный срок рассмотрения – два месяца. В течение двух месяцев вам согласовывают либо не согласовывают перепланировку.
Если мы говорим о реконструкции, добавляем автора проекта многоквартирного дома с его техническим заключением. В Москве по процедуре это довольно просто. Какой процент отказов, надо смотреть у регулятора. Возможно, проценты от субъекта к субъекту будут разниться.
То же по процедуре – где-то одно окно, где-то вы из дома все делаете за вашим компьютером, где-то вам придется походить по разным ведомствам.
- Если человек попытается продавать квартиру с незаконной или неузаконенной перепланировкой, что его ждет?
Андрей Костянов: Ничего, потому что сейчас не требуют обновленные паспорта, мы заключаем договор – мы продаем квадратные метры, а что внутри – остается на ответственности приобретателя. Если покупатель уведомлен, что нет нового паспорта, перепланировка не узаконена и, возможно, ее не получится узаконить, в общем, он предупредил о рисках нового покупателя. При переходе права собственности покупатель получит квартиру, вместе с ней он может получить ряд проблем, связанных с неузаконенной перепланировкой или с незаконной, что хуже. Если были перенесены влажные зоны, если был сделан отапливаемый балкон за счет общей системы отопления, если была снесена часть фасада – объединен балкон с кухней… Если вы готовы идти на риск, вам никто не запрещает. В один прекрасный момент к вам придет ГЖИ или повестка в суд, где вы будете доказывать, что ваша перепланировка не угрожает целостности здания.