Правительство России обсудит вопросы вакцинации мигрантов, работающих в стране, и иностранных студентов. Это произойдет уже в ближайшее время, как заявила вице-премьер Татьяна Голикова. Может ли трудовой мигрант привиться сейчас и как обстоит дело с ситуацией на рынке труда, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.
- Сколько сейчас трудовых мигрантов находятся в России и в Москве, в частности?
Юрий Московский: До начала пандемии было 2 млн 300 тысяч человек с целью работы на территории всей России. Из них на территории Москвы – 800 тысяч человек, может, чуть больше. Еще было 280 тысяч студентов. Сейчас в России находятся 1 млн 700 тысяч иностранных граждан с целью работы, из них в Москве треть, четверть – порядка 800 тысяч иностранных граждан всех категорий из 12-миллионного населения города и 8-ми миллионов человек, которые у нас заняты в секторе труда, которые работают.
- За этот год перераспределение по сферам труда произошло?
Юрий Московский: С сентября, как только границы были открыты, 600 – 700 тысяч человек уехали. Кто-то попытался вернуться через разные схемы – через Беларусь, через Турцию, кто-то пытался проникнуть через систему оргнабора, но это буквально несколько десятков тысяч человек, которые не заместили того количества, которое было.
На стройках люди как работали, так и работают. Стройка – 6% экономики России, по данным Росстата. Правда, в этой статистике не только производящая сфера экономики, но и продажа недвижимости 9% занимает. Как только кризис грянул, закрылись общепит, много тех, кто работал в секторе промышленных товаров – торговля пострадала особенно сильно. Сектор промышленности продолжал работать, там тоже задействовано немало иностранных граждан – не только строители работают, много иностранцев было задействовано на Севере, на нефтедобыче. Там тяжелые условия труда, но там свои схемы работодателей, почему они не привлекают в такой степени граждан Российской Федерации, как иностранцев.
Очень многие ушли в доставку – этот сектор начал стремительно расти, и очень много людей перетекло в эту сферу. Все остальное примерно так и осталось, как было. Сейчас немножко стал оживляться общепит. Ощущается колоссальная нехватка сезонных рабочих.
- Еще весной об этом говорили представители сельского хозяйства. Сейчас что-то прояснилось?
Юрий Московский: Ничего толком не прояснилось – либо по оргнабору идти, либо по другим схемам. Я, например, будучи студентом, в Астраханской области собирал помидоры, кроме нас там работали студенты из Узбекистана – фактически те же трудовые ресурсы. Платили очень хорошо – от 400 советских рублей можно было заработать до 2000 за полтора месяца. 2000 – это очень упорный труд. По 800 – 900 рублей за полтора месяца я привозил. Это от уровня оплаты зависит – поднимите уровень оплаты на этот период, и у нас многие пойдут, но они же не поднимают.
Сейчас туризм – Крым, другие регионы – там тоже нехватка рабочей силы. В Крыму очень сильно не хватает рабочих рук для санаториев, других точек – можете заходить, искать. Поработать и заодно в море искупаться. Цитируя Ленина, вой стоит всеобщий – людей нет. Это в 1911 году он написал по поводу кадров. Иностранцев вроде кажется, что немного, но это почти 8% рабочей силы, сосредоточенной в определенных отраслях. Я многократно говорил: представьте, что исчезнут уборщицы с Казанского или еще какого-нибудь вокзала, что станет с вокзалом?
Люди сосредоточены в определенных точках – без них тяжело, новых найти на их место в сжатые сроки крайне сложно, потому что мы все сидим на наших рабочих местах, работаем. Чтобы свое рабочее место покинуть, мне нужно предложить те преференции, от которых я не смогу отказаться, или с работы меня выгнать, чтобы я пошел. К счастью, у нас страшного кризиса в экономике нет, как это было в начале 1990-х, когда люди на любую работу были согласны.
Да, рабочих рук не хватает – это факт, который всеми признан.
- Когда можно ожидать массового возвращения трудовых мигрантов в Россию?
Юрий Московский: Речь не пойдет о десятках миллионов людей, речь пойдет примерно о миллионе – полутора. Это случится, когда будут сняты ограничения, а когда они будут сняты – это не ко мне вопрос, даже не к Роспотребнадзору, а к Господу Богу. В данной ситуации пандемия зависит от воли свыше. Мы можем как-то корректировать это дело, ходить в масках, делать прививки. Но вспомните пандемии испанки, чумы – оно как внезапно пришло, так внезапно и ушло.
- Оставшиеся мигранты могут прийти в пункты вакцинации наравне с гражданами России?
Юрий Московский: К сожалению, их не вакцинируют, хотя и лекарства есть, и дозы есть, и перегруженности пунктов вакцинации нет, и люди работают, соприкасаясь не только на работе, они же и в транспорте ездят с российскими гражданами, но вакцинация не проводится.
Мне говорили, что вакцинацию проводили те, кто осуществлял оргнабор. Это было одним из условий оргнабора – кто на Север ехал, в строительные организации. Но это проверять надо. Пока иностранные граждане наравне с российскими не вакцинируются, что, на мой взгляд, напрасно, потому что задача вакцинации – чтобы все находящиеся на территории Российской Федерации ее прошли в добровольном порядке.
- Трудовым мигрантам, которые собираются приехать в Россию, будет ли рекомендовано сделать прививку?
Юрий Московский: Нам тоже рекомендовано сделать на добровольной основе, им тоже будет рекомендовано, но пока об этом идут только экспертные разговоры. Год уже прошел, а решение так и не принято, хотя еще год назад можно было принять решение, что иностранные граждане, находящиеся на территории России, вакцинируются, как и российские.
Мы же вместе находимся, пули заразные мимо всех свистят. Если мы провакцинируемся, а иностранцы нет, то смысл от этой вакцинации?