Тюнинг по правилам: эксперт рассказал о новых требованиях к автомобильному оборудованию
С 1 июля в России вступят в силу новые правила легализации автомобильного тюнинга. Любое оборудование, которое не входит в список компонентов автомобиля, придется проверять в лабораториях, а потом регистрировать в ГИБДД. На что готовить деньги автовладельцам, телеканалу «МИР 24» рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
- Любая деталь, которая не покупалась вместе с автомобилем, и не была разработана конкретно для этой модели, теперь должна быть испытана в лаборатории и зарегистрирована?
Ян Хайцеэр: Речь идет о деталях, которые не испытаны в составе транспортного средства. Приезжает машина, она идет на полигон, происходит сертификация автомобиля, прежде чем он будет продаваться людям. Эта машина испытывается в определенной комплектации, в нее могут войти багажник, фаркоп, бампер, и тогда, если в этом состоянии машина прошла технические испытания, со всем этим можно приобретать машину и это регистрировать не надо.
Если эти элементы тюнинга приобретены как запчасти, пусть и предназначенные для этого автомобиля (все работы и детали должны быть сертифицированы), и когда выдаются сертификаты, в них указано. Что деталь предназначена для автомобиля, и ее могут инсталлировать в машину, и здесь вступает запрет на любое гаражно-самопальное оборудование. Все, что поставщиками и производителями испытано, все с определенными сложностями, но может быть установлено на автомобиль, что подтверждается испытательной лабораторией и разрешается Технадзором.
Ничего принципиально нового нет. Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесного транспорта действует с 2015 года, и все это надо было делать с 2015 года. Добропорядочные граждане, производители, инсталляторы это делали, то есть вписывали в документы изменение конструкции транспортного средства, и у вас в техпаспорте, в ПТС были определенные заметки. Это касалось и газовых баллонов, и силовых бамперов, и фаркопов, и подвески.
Сейчас стали больше придираться. На то, на что раньше не обращали внимания, обращают пристальное. Это и нестандартные магнитолы, и сигнализация, и лебедка. Раньше не велась речь об электрических электронных вмешательствах, а сегодня речь об этом ведется.
Разница лишь в том, что теперь автомобиль нужно привозить в лабораторию, а раньше это делали удаленно. Сейчас вы должны приехать в испытательную лабораторию, там должны все осмотреть, сделать заключение.
Есть обратная сторона медали – большое количество жителей нашей страны, особенно, Дальнего Востока, северных районов, где просто не существует этих лабораторий, а всевозможные изменения автомобилей для них – это жизненная необходимость – подвески, лебедки, большие колеса, это не игрушки, они с этим живут, и, например, в Южно-Сахалинске сделать это будет невозможно, потому что нет физически лабораторий. Лаборатория очень дорогая, там много проверяющих систем, ее просто там не будет, и люди будут отрезаны от этой услуги.
- Люди опасаются, что, например, поставят багажник и придется его легализовать. Нужно будет это делать?
Ян Хайцеэр: Инспектор, а он имеет определенную вольность, потому что, к сожалению, многие из сотрудников ГИБДД не знают досконально технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, и он позволяет себе такую вольность не для того, чтобы получить взятку, а чтобы не ошибиться и не быть наказанным вышестоящим начальством. С одной стороны, они требуют регистрацию того же багажника, с другой, наличие багажника можно объяснить: это легкосъемная конструкция, можно сказать, что это груз, но багажник может быть и вписан – и рейлинги есть, и багажник. Обычно требования относятся к так называемым экспедиционным багажникам, хотя такого слова в техрегламенте нет – вообще много слов отсутствуют, а желание инспектора узаконить это присутствует.
Как раньше писали, автомобиль подготовлен для тяжелого бездорожья или установлен силовой бампер, и я таких слов в техрегламенте не знаю.
- Если багажник куплен в магазине, на него есть паспорт с завода, что он прошел стандартизацию, это является документом?
Ян Хайцеэр: Верно. Если это легкий багажник, вы можете поставить. Другое дело – фаркопы. Вам кажется, что у производителя продается дорогой фаркоп, кстати, он тоже должен быть вписан, а если вам дилер продал фаркоп с сертификатами, но он не вписан в состав автомобиля, вы точно так же должны этот фаркоп, который даже может находиться в официальном каталоге, пройти процедуру изменения конструкции транспортного средства. Определенная логика в фаркопах есть в отличие от багажника, потому что мы возим прицеп, фаркопы продают разные, а если прицеп оторвется и полетит кому-то в лоб, могут быть жертвы, и логика есть. Так останавливаются нерадивые производители некачественной продукции.
Благая цель – вытеснить нелегальную, некачественную, несертифицированную продукцию, а фактически создаются сложности продукции, которая произведена или ввезена легально и сертифицирована, потому что инспектор боится всего, боится сделать лишнее движение.
- Сколько это стоит?
Ян Хайцеэр: Разные расценки – или за деталь примерно от 2500 до 7000 рублей, или берется за комплекс работ 20 – 25 тысяч – это приличные деньги. Когда меня спрашивают, стоит ли что-то регистрировать, я смотрю, что вы поставили. Чаще всего инспектор может не обратить внимания на незначительные вещи, например, на сигнализацию или магнитолу. А на какие-то вещи, которые бросаются в глаза, конечно, обратят, и это правильно. Вы понимаете, что газобаллонное оборудование – это пример опасности для окружающих, хотя и многочисленно испытанный, и очень много контрафактного оборудования.
Контрафакт наполняет наш рынок на 50 млрд рублей в год, и это очень значительная сумма, но страдают за этот контрафакт легальные поставщики и производители. На выхлопе победит не безопасность дорожного движения, потому что это капля в море. В 99,9% случаев на безопасность чаще влияют плохие дороги, агрессивное вождение или те люди, которые даже не готовы ничего регистрировать, они находятся полностью в темном царстве, начиная с купленных за 30 тысяч «Жигулей», им наплевать на все.
В том числе из-за нововведений произойдет большая потеря рабочих мест – а это высококвалифицированные люди, которые заняты в этой области, это очень серьезно. Возникнут сложности не только у частников, они возникают уже у организаций, которые работают в условиях, например, бездорожья, когда вам надо обслуживать газовую трубу, когда вам надо где-нибудь на карьере трудиться, – им надо пройти такие же процедуры. Но они не ездят при этом по городу, это все равно автомобиль, они выезжают на дороги общего пользования, но нечасто, ему нужно совмещать внедорожные дела с дорожными, и здесь возникают большие сложности, поэтому автомобили, которые заняты в народном хозяйстве, и государственные автомобили в том числе, с ними будут возникать проблемы из-за такого рода нововведений, вернее, ужесточения правил. Во многом пострадают регионы, где в принципе нет возможности узаконить тюнинг.