В погоне за «Золотым Львом»: кто претендует на награды Венецианского кинофестиваля?
1 сентября открылся 78-й Венецианский кинофестиваль. Фильм открытия – картина Педро Альмодовара «Параллельные матери». Чего ждать от старейшего киносмотра Европы, телеканалу «МИР 24» рассказал кинокритик Алексей Нелаев.
- Почему решили начинать именно с картины «Параллельные матери»? От этой конкурсной работы стоит ожидать скандалов и разговоров, как это было от фильма открытия в Каннах?
Алексей Нелаев: От такого мастера кадра, сценариев, в целом фильмов, изображения персонажей ожидать можно все что угодно. Мастер – он на то и мастер, что может предоставить работу, которая кардинально отличается от всех его предыдущих работ. В данной ситуации тема, которую он использует, – тема матерей, которые рожают детей, и мы потом видим в ходе фильма, как развиваются женщины, которые родили этих детей, и их дети, то есть тема женская, которая всегда была в почете у Альмодовара, он ей не изменил. Что касается сюжета, поворотов, развития персонажей, можно ожидать чего угодно.
Вы провели параллель с Каннским кинофестивалем и с работой Каракаса. Венецианский и Каннский фестиваль – это две схожие площадки, потому что обе престижны, но они тотально отличаются. Каннский фестиваль – место для того, чтобы там были показаны скандальные работы, и Каракас – тот человек, который постоянно на этом спекулирует в хорошем плане, а Венецианский – фестиваль, на котором показаны работы одинаково хорошего уровня, но не такой скандальности. Альмодовар по уровню скандальности будет ниже, чем фильм, который на Каннском фестивале показал Каракас ввиду природы фестивалей.
- Жюри в этом году возглавляет корейский режиссер Пон Чжун Хо – автор провокационного кино. От него стоит ждать неожиданных решений?
Алексей Нелаев: Каждый раз тот или иной фестиваль возглавляет мэтр. Если мы говорим про Канны, вспоминается Тарантино. Если мы говорим по Венецию, вспоминается Пон Чжун Хо, но влияет на выбор картины даже не председатель жюри, даже и не жюри, а тенденции, которые сложились в мире относительно того, какая тема сейчас является наиболее популярной.
Сейчас это тенденция равноправия – как в половом признаке, так и в расовом. Я бы сказал, что сюрпризов я не будут ожидать даже от азиатского режиссера, культура которого отличается от европейской, все-таки он на европейском фестивале, и он обожает американские фильмы и европейские. Думаю, что не стоит ожидать, что он будет выбирать жесткие фильмы, фильмы с невероятными поворотами сюжета. Мне кажется, он выберет историю про женщин Альмодовара.
Если отходить от общих рассуждений, то я скажу, что в подборке фильмов есть тот, что меня лично заинтересовал. Есть режиссер Паоло Соррентино, который снял «Великая красота» и сериал «Молодой папа». В этом году на Венецианском фестивале он заявил фильм «Рука Бога». Все гадают, про что будет этот фильм. Завеса тайны позволяет мне сказать, что он уже выделяется для меня, возможно, он будет выделяться для Пон Чжун Хо, который является поклонником тайн и поворотов, как в «Паразитах». Может быть, он его и выберет, если мы идем по второму пути выбора, когда не общемировая тенденция играет роль, а преференции самого режиссера.
- Каковы шансы российского кино? В этом году поехала работа Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». Это лента о метаниях сотрудника правоохранительных органов между раем и адом.
Алексей Нелаев: Венецианский фестиваль – это площадка, которая почему-то благоволит российским и советским фильмам, в отличие от других мейджоров в плане фестивалей здесь уже четыре наших соотечественника выигрывали «Золотого Льва» – это Андрей Тарковский, Никита Михалков, Андрей Звягинцев и Александр Сокуров. Это имена, которые легендарные по всем показателям.
Шансы есть, чтобы награда была сейчас отдана нашему фильму. Он о социальных противоречиях. Капитан Федор Волконогов служит в правоохранительных органах, он наделен властью. Если он будет просто делать благие дела, как Дядя Степа, фильм будет неинтересен. В описании говорится, что его объявляют преступником. Мы видим поворот сюжета, что хорошего служителя закона объявляют преступником. Уже есть социальное противоречие. Ему удается сбежать – он нарушает закон. Мы видим три социальных противоречия: противоречие между законом и незаконом, между власть имущими, которые объявляют кого-то преступником, и противоречие между тем, что человек вынужден бежать, несмотря на то, что он даже не является виновным. К тому же его разыскивают бывшие коллеги. Полный букет противоречий, когда те, с кем ты служил, ради кого рисковал жизнью, начинают тебя загонять, как на охоте.
Я хотел бы провести параллель с фильмами Звягинцева. Он в 2003 году выиграл награду за фильм «Возвращение». Посмотрим на его фильм «Левиафан», где все те же составляющие, которые я сейчас перечислил, в той или иной степени имеются. Мне кажется, что у этого фильма есть шанс выиграть в своей категории. Венеция, Канны и другие фестивали любят, когда раскрываются проблемы, которые, безусловно, в России есть, и западные критики хотят вознаградить тех кинематографистов, которые о них говорят. Только из-за социального контекста можно сказать, что этот фильм имеет значение.
Есть еще и фильм «Обходные пути», и фильм «Мама, я дома». Это заявка очередная на победу, хоть и не в главной номинации, но в номинации «Горизонты экстра», где будут представлены новые тенденции в мировом кинематографе. Само по себе название номинации и то, что в ней участвует фильм Владимира Битокова «Мама, я дома», это, конечно, большой плюс российскому кинематографу, режиссеру, артистам и продюсеру. У этого фильма больше всего шансов на то, что его заметят на Венецианском кинофестивале.
Во-первых, никакая победа на кинофестивале не является случайностью. Всегда фильмы делают продюсеры. Здесь продюсером является Александр Роднянский, который продюсирует Звягинцева. Он напрямую отвечает за победы российских фильмов на международных фестивалях. Человек знает, что необходимо делать. Здесь есть тематика войны в Сирии, частных военных компаний, что само по себе может взбудоражить не только западных кинолюбителей, но и российские СМИ – оппозиционные и неоппозиционные, потому что есть конфликт интересов. И есть замечательный актерский состав – Ксения Раппопорт, Юрий Борисов, которые наверняка готовы покорить своей внешностью и игрой западных кинокритиков, особенно Юрий Борисов, который, как мне кажется, сейчас очень удачно снимается именно в тех фильмах, которые показывают на кинофестивалях.
- Юрий Борисов и в «Волконогове» играет роль?
Алексей Нелаев: Он тоже там играет. Не знаю, насколько далеко пойдут режиссеры этих фильмов, но актеры, в том числе Юрий Борисов, которые будут замечены, которые играют очень харизматичные роли, у них, мне кажется, самое большое будущее, именно они больше всего выиграют от показов этих фильмов на фестивалях.