«Новый год – это день рождения рода человеческого»: заместитель главного раввина Москвы о празднике Рош ха-Шана
Иудеи встречают Новый год. В этом году он отмечается 6 сентября. О традициях праздника телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель главного раввина Москвы Элиэзер Райхман.
- Почему иудеи встречают Новый год осенью?
Элиэзер Райхман: Разница в традициях очень сильно бросается в глаза, у нас календарный год начинается именно осенью, потому что это первый день месяца тишрей – он, как правило, выпадает осенью. Еврейский календарь – не солнечный, как григорианский, а лунно-солнечный. Мы идем и за Солнцем, и за Луной, что касается определения дат.
Мир, согласно еврейской традиции, был сотворен 25 числа месяца элул. И на шестой день, как написано в Торе, был сотворен человек. А шестой день с 25 числа месяца элул – это именно первый день месяца тишрей и, что очень символично для нас, Новый год – это день рождения рода человеческого. Поэтому, празднуя его осенью, мы каждый год празднуем сотворение людей.
- С началом какого года от сотворения мира и человека иудеи поздравляют друг друга в этом году?
Элиэзер Райхман: Мы поздравляем себя и весь мир (мы видим это как праздник, который имеет отношение ко всему миру) с наступлением 5782 года от сотворения мира.
- У иудеев принято на Новый год загадывать желания?
Элиэзер Райхман: Мы обычно стараемся вместе с загадыванием желаний придумать план их реализации. Мы не ждем чудес, мы просим Всевышнего о том, чтобы нам были даны силы и возможности для реализации планов, мы понимаем, что все чудеса мы творим сами своими руками – нам нужно для этого только долголетие, здоровье, какие-то вещи, которые от нас мало зависят. Но мы, скорее, планируем в этот день, каким путем мы пойдем в этом году, может быть, это немножко еврейское загадывание желаний.
- Есть обязательные блюда?
Элиэзер Райхман: Обязательных нет, есть обычаи. Еврейский закон не регламентирует конкретные блюда, есть общие правила, что необходимо радоваться, а радуется человек, когда ест мясо и пьет вино (это актуально даже в эпоху веганства и прочих мировоззрений). Да, мы стараемся есть мясо и пить вино в этот день, потому что Новый год – это праздник, но есть еще и аспект суда.
Это праздник, совмещенный с судом – очень противоречивая комбинация, но она есть. Мы радуемся и понимаем, что нас в это время судят и выносят приговор на весь следующий год. Эта концепция нанесла отпечаток и на то, что мы едим, потому что мы берем знаки – мы берем, например, тыкву. Есть обычай есть тыкву, фасоль, гранат, яблоко с медом получило большое распространение – виды фруктов и овощей, которые несут в себе скрытое благословение или потому что они быстро созревают (это уже признак успешности, когда ты можешь сделать быстро и четко), или потому что у них хорошее название, которое несет в себе отображение их положительной природы.
Так или иначе мы стараемся есть какие-то положительные, несущие благосклонность овощи и фрукты. Это необязательно, но есть такой обычай.
- В Рош ха-Шана принято есть фаршированную рыбу, причем готовить ее обязательно с головой, чтобы быть в голове, а не в хвосте наступающего года.
Элиэзер Райхман: Да, это интересный момент, потому что гефилте фиш невозможно приготовить с головой. Гефилте фиш – это фарш из карпа.
Есть два разных обычая, которые, возможно, смешались в один. Есть обычай есть рыбу за праздничным столом не потому, что это еврейский конек, мы как раз больше по мясу. Я не знаю, откуда взялось такое количество рыбы, но обычай есть рыбу, потому что есть благословение в Торе, чтобы вы размножились, как рыбы. Почему именно, как рыбы? Насекомых больше. Во-первых, насекомые – не очень приятная коннотация, во-вторых, рыбы скрыты от глаз, их не видно. То, что скрыто от глаз, на нем особое благословение. Мы едим рыбу, чтобы нас стало больше, но при этом не выделяться.
То, что вы упомянули обычай есть голову рыбы, это не только рыбы. Есть обычай – есть голову барана, но не каждый технически может это осуществить, и не каждая еврейская жена может пережить баранью голову на столе – это пиршество не для слабонервных, поэтому заменяют на рыбью голову, она легче переносится эмоционально. В чем идея? Идея в том, чтобы мы были во главе, а не в хвосте. Это значит, что мы свою жизнь взяли в руки и вели ее своими усилиями, не ждали чуда, что кто-то поможет, что добрый дядя придет и исправит что-то для нас, поэтому мы едим голову кошерного животного.
- Праздник – это большие компании, с весельем?
Элиэзер Райхман: Шумно, радостно, но, помня себя. Мы никогда не рекомендуем пить слишком много в еврейский Новый год, потому что ты стоишь перед Царем, и в этот момент решается судьба твоя и твоей семьи, решается судьба всего мира, поэтому мы молимся за весь мир, за благополучие всего мира. Мне кажется, что это должна быть радость, но нужно помнить, что день очень ответственный. Это отображается в наших обычаях. Мы молимся дольше обычного, например, в нашей синагоге молитва будет длиться, думаю, с половины девятого утра до двух часов дня – довольно длинная молитва, потому что мы помним, что нас судят, но при этом мы уверены, что судят нас благосклонно.
- Посещение синагоги в Новый год обязательно?
Элиэзер Райхман: Это очень важно.
- Один из символов Нового года – шофар – инструмент, сделанный из рога животного. Почему именно он? Это та голова барана, от которой отпилили рог?
Элиэзер Райхман: Я никогда об этом не думал, очень интересно, Конечно, это не связано, потому что голова барана – это обычай средневековый, он появился в раннее Средневековье в еврейских общинах, а заповедь, обязанность трубить в шофар написана в Торе – это прямая заповедь дня. Напрямую это не связано. Почему это рог кошерного животного? Потому что рог издает звук особенный, в него не потрубишь – разные ноты очень трудно им издать. Есть мастера, которые это тоже умеют делать, но это не нужно. Рог символизирует истину, правду.
Когда праотец Авраам приносил в жертву своего сына Ицхака, и ему не дали принести, как рассказывается в Торе, он вместо этого принес барашка, который запутался в кустах, и это животное, которое Авраам принес в жертву Всевышнему вместо своего сына, символизирует истинность намерений, что только правда поднимается на небеса, потому что Авраам истинно хотел принести в жертву сына, но Всевышний сказал, что это неправильно, не нужно, это было испытание.