Производители предупредили о повышении цен на курицу и яйца. С чем это связано и насколько цены могут вырасти в магазинах, телеканалу «МИР 24» рассказал глава консалтингового агентства Альберт Давлеев.
- Закупочная цена на яйца уже выросла. В августе они были от 27 до 32 рублей за десяток, в сентябре стоимость выросла в два раза. В России стали производить меньше яиц?
Альберт Давлеев: У меня есть сомнения по поводу уровня цен от 27 до 32 рублей. Это, наверное, самые дешевые яйца категории С2, которых на рынке не больше 30%. В среднем, яйца, по данным Росстата, продаются по цене от 44 до 48 рублей за десяток. Что касается подорожания, оно есть, оно несколько выше по темпам, чем в предыдущие годы.
Прежде всего, причина не в том, что яиц не хватает, Россия производит достаточно большое количество яиц – около 46 млрд штук в год. Потребление составляет одно из самых высоких в мире – в районе 300 яиц на душу населения. По сравнению с прошлым годом за тот же период с начала нового года мы даже прибавили производство примерно на 0,5% – на 100 млн штук. Говорить о том, что у нас дефицит или избыток яйца, цены растут из-за диспропорции на рынке – необоснованно. Прежде всего, причина в общей инфляции, общем удорожании себестоимости.
- Основной компонент – корма?
Альберт Давлеев: До 70% стоимости яйца или бройлеров составляют кормовые и зерновые культуры. По состоянию на 1 сентября по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимость единицы комбикорма увеличилась на 32%. При этом цена на яйцо выросла примерно на 15%. Средняя стоимость тонны комбикорма – 23 тысячи рублей – это на 24% больше, чем год назад. Комбикорм – это зерно, соевый шрот, который дает белок, это подсолнечное масло. Мы все видим, как подорожало подсолнечное масло на прилавках магазинов – на 90%. Для птицеводческой индустрии с 51 рубля до 97 рублей за литр. Соевый шрот – на 56%. Самое главное, что есть невидимые составляющие себестоимости для потребителя, но ощутимые, в частности, упаковка. Стоимость упаковки для яичного производства увеличилась на 60%. Когда вся эта цепочка составляющих ценообразования растет, то на сегодняшний день большинство яичных производителей выпускают яйцо ниже себестоимости.
- В ближайшее время будут расти цены на яйца в торговых сетях?
Альберт Давлеев: Вопрос к торговым сетям. Да, безусловно, мы анализируем розничные сети, они обязаны иметь минимальную наценку, тем более, часть видов яиц имеют социальную нагрузку. Безусловно, удорожание отпускных цен – вынужденная мера для компенсации потерь от удорожания себестоимости – вызовет и рост цен реализации, что не может не сказаться на ценах на яичную продукцию и столовое яйцо в розничных сетях.
Насколько она вырастет? Это зависит от компромисса, которые ищут и поставщики, и розничные сети в рамках консультация Министерства сельского хозяйства, ФАС, Министерства промышленности и торговли.
- Цены на мясо птицы растут. Оптовая цена на филе куриной грудки на электронных торгах недавно установила рекорд и составила 250 – 260 рублей за килограмм. А цена тушки бройлера поднялась до 150 рублей за килограмм. В чем причина?
Альберт Давлеев: Статистика очень правильно отражает ситуацию и в отрасли, и на полках. Если мы говорим про цену реализации и полочную цену, разрыв между ними довольно значительный – до 30 – 40 рублей в среднем по России. Если говорить про полочные цены, они, прежде всего, зависят от общего фона цен на мясную продукцию. Свинина за год подорожала на 11%, говядина – на 10,5%, баранина – почти на 15%, бройлер несколько выше подорожал, то есть, если отпускные цены в прошлом году составляли в августе около ста рублей, то сегодня 125 рублей без налогов, то есть на 25%.
Почему? Потому что мясо птицы становится более популярным в силу своей дешевизны и доступности. Цена на него подтягивается к более дорогим видам мяса. Объективно смотря на ситуацию, можно говорить, что у бройлера еще есть потенциал для дальнейшего роста. Основная причина – аналогичная тому, что происходит в яичной промышленности. Более того, там еще сказался фактор гриппа птиц, который сократил часть бройлерных стад на откорме в начале года, и сократил поставку инкубационного яйца в начале этого года, что привело к сокращению поголовья.
Сегодня ситуация выравнивается – мы отстаем от прошлого года примерно на 1,7%. Вчера вышли последние данные Роскомстата, и в концу года наш баланс в бройлерном мясе будет почти восстановлен. Бройлерам очень активно на рынке мяса птицы помогают индейководы, которые значительно увеличивают объемы производства. Тем, кому не хватает бройлерного мяса, может перейти на индейку.
- На прилавках мясо птицы будет дорожать?
Альберт Давлеев: Это опять же вопрос компромисса между поставщиками и сетями. Сейчас прогнозировать рост долгосрочный трудно, но до конца года, скорее всего, уровень цен останется на сегодняшнем уровне или слегка вырастет: насколько – это будет зависеть исключительно от возможности производителей получить компенсации за удорожание кормов, что позволит им снизить отпускную цену, и второе – договоренности между сетями и поставщиками о минимальной наценке как на целую тушку бройлера, которая является социальным продуктом, так и на все другие виды продукции. Филе грудки не является социальным продуктом – это самое дорогое, что есть в птице, как и филе бедра.
- Проблему роста оптовых цен обсуждали в Минсельхозе. Среди прочих было мнение, что динамика цен находится в пределах сезонных тенденций. Если это так, то когда может начаться откат цен?
Альберт Давлеев: Есть определенная сезонность, особенно она видна в яйце. У нас два пика потребления яиц – большой всплеск на Пасху, после этого идет спад летнего потребления – значительно ниже уровня себестоимости предлагается яйцо, и затем медленно начинает восстанавливаться с сентября по октябрь, достигая второго годового пика ближе к Новому году, когда все режут салаты.
Потребление белковой продукции в зимнее время года вообще выше, поэтому в яйце колебание в ценах может составлять от 50 до 60% – между высшим апрельским пиком и низшим пиком провала – конец июля – начало августа – это сезон овощей и фруктов. Что касается бройлера, там тоже есть сезонные колебания, но не такие значительные, как в яйце. К майским праздникам, к сезону шашлыков, к выездам за город возрастает спрос на мясо птицы, но колебания годовые составляют 10 – 12%. По этому году, будет ли откат цен назад. Откат возможен только если откатятся все составляющие цены, потому что всегда цена на полке диктуется закупочной ценой.
Закупочная цена не может быть ниже себестоимости производства, потому что тогда предприятие закроется. Если отката в цене, например, пшеницы кормовой или ячменя, или соевого шрота не произойдет до конца года, придется признать, что цены останутся либо на сегодняшнем уровне, либо будут продолжать рост. Пока мы видим тенденцию роста цен зерновых на мировых рынках из-за не очень высокого урожая. В России ожидания по урожаю были высокие, но не совсем оправдались, цена на пшеницу третьего – четвертого класса экспортная растет очень сильно, и значительное количество наших поставок зерна на внешние рынки сужает предложение на внутреннем.
- Отказ оптовых цен всегда означает откат цен на прилавках торговых сетей?
Альберт Давлеев: Не всегда. Поставщики-оптовики, как правило, договариваются о ценах в долгосрочной перспективе. Это годовые контракты с возможностью пересмотра цен, как правило, максимум раз в полгода, иногда в экстренных случаях, как в этом году, раз в квартал. Быстрого отката, даже если он случится, мы не ожидаем. С учетом того, что откат может произойти исключительно за счет мер государственной поддержки производителей, что позволит им снизить цены реализации, то эти механизмы, пока они будут разработаны и запущены в действие, займут несколько месяцев. Я думаю, что кривая роста продержится как минимум месяц – два, и неизвестно, что будет к концу года. Если цена на пшеницу будет снижаться, то цена на мясо птицы, в том числе бройлеров, тоже стабилизируется и пойдет вниз.