За последние четыре года количество детей на самообучении выросло в три с половиной раза. Такие данные приводит Министерство просвещения. Почему родители выбирают такой вид образования для детей, телеканалу «МИР 24» рассказала главный научный сотрудник, заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
- Семейное обучение позволяет детям учиться на дому, но сдавать итоговые испытания в школе. Популярной эта форма стала и благодаря пандемии. Чем это можно объяснить?
Ирина Абанкина: Семейное обучение уже несколько лет развивается. Есть даже Ассоциация родителей, дети которых перешли на семейное обучение. Достаточно давно законодательно разрешили эту форму, школа в этом случае обязана предоставить возможность промежуточной и итоговой аттестации, и она должна оказывать консультирование детям по всем предметам в случае необходимости. Промежуточная аттестация регулируется документами школы. К какой школе для аттестации будет прикреплен школьник, это зависит уже от органов управления образования муниципалитета. Они выбирают школы, к которым прикрепляют учащихся, находящихся на семейном обучении.
Как правило, родители, которые стремились к семейному обучению, в начальной школе организовывали такое обучение. Это не значит, что их ребята вообще только дома получают образование: они очень много занимаются в рамках дополнительного образования, в кружках и секциях, которые им интересны. Многие из этих родителей достаточно профессиональны, предпочитают либо самостоятельно помогать детям осваивать в нужном им темпе и режиме образование, либо иногда прибегают к помощи репетиторов. Но у них есть большие претензии к организации учебного процесса в школе и тому, как там организован учебный процесс, поэтому они выбирают домашнюю форму обучения.
В основной школе число тех, кто остается на семейном обучении, значительно сокращается, потому что дома обеспечить лабораторные работы, изучение таких предметов как физика, биология, химия уже достаточно сложно.
- Удаленный режим работы родителей мог повлиять на рост количества детей на семейном обучении?
Ирина Абанкина: Конечно. Родителям пришлось освоить технологии онлайн-образования, они стали гораздо лучше ориентироваться в том, что предлагают разные платформы – Учи.ру, СберКласс, ЯндексКласс, Яндекс.Учебник – довольно много сегодня программ. «Просвещение» очень интенсивно проводит вебинары для того, чтобы помогать школьникам осваивать предметы. В этом смысле родители, на собственном опыте убедившись, что это очень серьезные предложения, выбирают форму семейного обучения, чтобы в удобном для них и их детей режиме организовать весь учебный процесс.
Но, чтобы освоить программы естественно-научного цикла, что очень важно, информатики, конечно, требуется участие в проектной деятельности, в экспериментах, в исследованиях. Нередко такое предлагают современные кванториумы, музеи, технопарки, но, конечно, так или иначе, ребенок должен быть заинтересован, чтобы участвовать в таких программах, чтобы это не было просто заучиванием теории, чтобы это была современная живая практика образования.
- В семейном обучении программу родители выбирают сами. Они учат тому, чему считают нужным?
Ирина Абанкина: Не совсем так, у нас же есть примерные образовательные программы – они открыты, они доступны, и промежуточная аттестация (она может быть один или два раза в год по всем предметам) устанавливается школой. В этом смысле многие родители говорили, что лучше она будет ежегодной, но не чаще, потому что именно темп освоения предметов иногда не совпадает. Нередко ребята, увлеченные естественно-научными предметами, – физикой, химией, математикой – все это проходят гораздо быстрее, они решают задачи седьмого, восьмого класса, будучи в 11-12-летнем возрасте, а иногда и раньше. Для них очень важно, чтобы выбранная траектория самой семьей совпадала с тем, что школа как промежуточную аттестацию засчитывает им за освоение этого предмета.
Нужна очень серьезная компетентность родителей. Те, у кого хорошо получается семейное образование, это родители, хорошо разбирающиеся в современном образовательном процессе, нередко сами имеющие педагогический опыт. Иногда это родители нескольких детей, которые в состоянии реализовать разновозрастный семейный образовательный проект.
В противном случае это нередко получается просто оплата родителями большого числа репетиторов, к школе они прикрепляется формально, а дальше нередко лишают ребенка грамотной социализации, которая происходит в школе.
- На семейном самообучении на ребенке больше ответственности?
Ирина Абанкина: Есть риски, если что-то не получается, нередко говорят, что возвращаться приходится на два, а иногда и больше лет назад, по отдельным предметам наверстывать довольно серьезные упущения по программе. Конечно, родители, в том числе рискуют с этой ответственностью, и школы нередко предлагают очень грамотные решения. Давайте мы перейдем на индивидуальный учебный план, но вы останетесь учеником школы с индивидуальным учебным планом. Соответственно, школа в этом случае сохраняет финансирование на такого ученика, готова позволить по отдельным предметам работать в индивидуальном режиме, иногда с таким же промежуточным оцениванием результатов, но сохраняя и контроль школы над академическими достижениями ребенка, поддерживая позитивную социализацию.
- Как может повлиять на социализацию ребенка то, что он обучается дома?
Ирина Абанкина: Неслучайно родители объединились в Ассоциацию, потому что есть некие общие проблемы, и нередко такие дети собираются в мини-классы, часто разновозрастные, главное, что стараются родители создать доброжелательную обстановку, избежать буллинга, быть гораздо более внимательными и гибкими к интересам и способностям детей. Это позитив.
Негатив связан с тем, что можно упустить из внимания очень серьезные пробелы, можно серьезно ограничить социализацию детей, и им будет очень трудно встроиться в окружающий социальный мир. Даже если это нередко ребята, имеющие те или иные особые образовательные потребности, даже в этом случае очень важна профессиональная помощь, а не только родительская опека.
- Еще из минусов – отсутствие льготных проездных, невыплата компенсации за обучение, невозможность участия в олимпиадах. Родители готовы с этим смириться?
Ирина Абанкина: Невозможность участия в олимпиадах я бы поставила под сомнение – у нас нет дискриминации по формам обучения, которые выбрали ребята, чтобы участвовать в олимпиадах. Есть некоторые – школьный уровень олимпиад, региональные, но в принципе участие в олимпиадах у нас не зависит от формы обучения.
Да, льгот лишаются учащиеся, но родители, выбирая семейную форму, много чего лишаются – и бесплатного образования, школа за них не получает нормативное финансирование. Она получает деньги в лучшем случае на промежуточную и итоговую аттестацию. Финансовые вопросы так и остаются нерешенными. У нас предоставление бесплатного образования – это уже не просто льготные проездные. Отказываясь от обучения в учебном заведении, родители лишаются и фактически права на бесплатное финансирование образования.
Многократно ставился вопрос, чтобы они сами получали норматив финансирования, но этот вопрос не решен, у нас нормативное финансирование получают только имеющие лицензии и аккредитацию учебные заведения – частные, государственные или муниципальные. Для начальной школы могут быть даже индивидуальные предприниматели, но все равно это организации.