Загородная недвижимость в России в среднем за год подорожала на 18%, а в отдельных регионах – значительно больше. С чем это связано и что будет с ценами дальше, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель аналитического центра «Прогород» (ВЭБ.РФ) Максим Тутуков.
- По данным аналитиков, средняя стоимость загородного дома в целом по стране превысила 7 млн рублей. Год назад она была менее 6 млн, при этом в целом интерес россиян к загородной недвижимости сократился на 10% по сравнению с прошлым годом. Почему спрос откатился, цены выросли?
Максим Тутуков: Спрос, действительно, упал на 10% по сравнению с пиковыми значениями во время локдауна. Это небольшое падение, и мы видим, что спрос все равно остается существенно выше, чем до пандемии, как минимум, на 50%.
Коррекция спроса произошла из-за снятия ограничительных мер – люди вернулись в города. Цена на загородное жилье выросла. За последний год ощутимо выросла стоимость строительных материалов, на ряд позиций цена увеличилась до двух раз, например, на арматуру. Во-вторых, на фоне ограничительных мер подорожала стоимость трудовых ресурсов. По нашим оценкам, труд рабочих стал дороже на 30 – 50%, в зависимости от профессии и уровня квалификации.
- По сравнению с допандемийным летом спрос на загородную недвижимость вырос в 1,5 раза. Это позволяет сделать вывод о том, что люди, которые привыкли к загородной жизни, не хотят возвращаться в город?
Максим Тутуков: Все верно. Основным драйвером спроса на загородную недвижимость служит государственная программа развития ипотеки, стартовавшая во время пандемии, например, госпрограмма для семей, которая позволяет взять загородный дом, ипотеку по минимальным ставкам – ориентировочно 4,5%. Эта ставка почти в два раза ниже рыночной.
Мы видим, что изменилась сама ментальность людей и отношение к своему жилью. Это связано с развитием IT-инфраструктуры, обеспечивающей рабочие процессы дистанционно, развитием онлайн-сервисов: доставка еды, покупка, заказ бытовых услуг. Теперь работать и жить за городом можно так же комфортно, как и в городе.
- Сильнее всего цены на загородную недвижимость выросли в Краснодарском крае – на 54%. Средняя цена дома превысила 20 млн. Почему этот регион?
Максим Тутуков: Такая тенденция есть. Каждая третья сделка в Краснодаре – инвестиционная. Покупатели, инвесторы из других городов, в частности, северных, со временем рассчитывают переехать в более благоприятные климатические условия, например, на пенсии,а пока использовать это жилье для получения пассивного дохода в связи с возросшей туристической привлекательностью региона. Все это и стало фактором роста цен.
- В Москве цены на загородную недвижимость выросли на 41%. Средняя цена дома достигает 37 млн 600 тыс. рублей. В Московской, Ленинградской, Калининградской областях ценник вырос на 39%. В Подмосковье средняя цена загородного дома составила 16 млн 700 тыс. рублей. В Ленинградской области – на 3 млн дешевле, а в Калининградской – 13 млн 400 тыс. В Севастополе загородная недвижимость за год подорожала на 37%. Почему именно в этих регионах такие цены?
Максим Тутуков: Цены в этих регионах выросли вслед за активизацией спроса на жилье. В этих регионах проживает самое платежеспособное население страны. После запуска ипотечных программ на ИЖС и пандемийных ограничений люди стали инвестировать средства в загородную недвижимость, что и стало триггером роста цен.
- Россияне чаще интересуются покупкой дач и земельных участков, реже – таунхаусами. Как это можно объяснить?
Максим Тутуков: Таунхаусы – пока не совсем понятный продукт для российской аудитории. Но мы видим, что за последние два года спрос на данный продукт начинает расти. Это связано с эпидемией коронавируса и переходом сотрудников на дистанционный формат работы. Для семей приоритетным стало жилье с высокой концепцией зеленых зон, развитием инфраструктуры, в том числе транспортной. Таунхаусы в этом плане идеально соответствуют покупательским ожиданиям. Они расположены ближе к инфраструктуре, чем дачи, но более зеленые и экологичные, чем квартиры.
А спрос на дачи держится только за счет того, что бюджет покупки в два – три раза ниже, чем у таунхауса.
- Люди чаще стали покупать земельные участки. С чем это можно связать?
Максим Тутуков: Начиная с прошлого года, правительство запустило программу поддержки ИЖС. Льготные ставки по ним в два раза ниже рыночных. С этим связан резкий скачок спроса на загородное жилье, а вместе с ним – на земельные участки для его строительства.
- Что будет дальше с ценами на загородную недвижимость?
Максим Тутуков: Мы ожидаем сохранения высокого спроса на ИЖС, так как государство продолжит политику поддержания загородного жилья. Это, с одной стороны, скажется на сохранении высоких ставок на ИЖС. С другой, мы видим, что государство с помощью институтов развития запустило несколько конкурсов по разработке типовых проектов ИЖС. Это позволит привлечь в строительство девелоперов, что удешевит стоимость частного жилья.