Эпидемия детского ожирения: что скрывается в промышленном питании?
Проблемы с лишним весом есть уже у половины российских дошкольников. Среди детей трех – семи лет явно выраженное ожирение выявлено почти у 12,5%. От лишнего веса страдает каждый пятый ребенок. В некоторых регионах количество таких детей в начальной школе превысило 30%. Почему это происходит, чем это опасно для здоровья и как можно здоровье защитить, телеканалу «МИР 24» рассказала диетолог Ольга Деккер.
- Можно ли говорить об эпидемии детского ожирения в России?
Ольга Деккер: Сейчас на полках магазинов предлагается много продуктов для детского питания, которые богаты легкой группой углеводов. Маркетинговый ход такой, что написано «без сахара», и мамы на это клюют – дал ребенку, в пачке сто граммов, уже 12 граммов углеводов. Это ни о чем не говорит простому человеку – только специалисту.
Если мы с вами эти 12 граммов углеводов переведем в энергию, это будет аналогично той же энергии, которую дают три чайные ложки сахара. Вроде немного, но начинается это питание с 10 месяцев, и там вес ребенка около восьми килограммов. Представьте, на объем крови такого малыша – такое количество сахара. Большое количество легкой группы углеводов – и мало движения. Я призываю родителей следить самостоятельно, повышать количество белка в рационе детей. Это растущие организмы – им требуется больше, чем взрослым. Это основная причина страшных цифр.
- Это главная причина того, что происходит с детским ожирением?
Ольга Деккер: Ничего другого. Если только еще смотреть, что родители очень заняты, пытаются «нейтрализовать» детей, вручая им гаджеты, соответственно, не отправляя на улицу, потому что условия безопасности у нас формальные. Если наше поколение очень много времени проводило на воздухе, нечем было дома заняться, и мы забегали за друзьями, в какие-то активные игры играли, то наши дети уже забыли о том, что такое дворовые игры. Гаджеты – это то, что обеспечивает состояние гиподинамии.
- Эксперты говорят, что 2021 год может стать рекордным по приросту детей с избыточной массой тела. Этот прогноз оправдается?
Ольга Деккер: Оправдается, потому что вводятся ограничения по поводу прогулок, детей не прививают, мы вынуждены держать их дома. Дома постоянный шум-гам, родителей, которых тоже перевели на удаленку, не устраивают, и дети будут проводить время либо в планшетах, либо за онлайн-образованием. По санитарным нормам, первоклассникам необходимо обеспечивать динамическую паузу – то есть не просто перемену, а динамическую паузу.
Маркетологи используют момент, что дети сидят в гаджетах. Ролики, которые выпускаются для детей, мультики все равно со встроенной рекламой продуктов, которые несут в себе легкую группу углеводов – те же сахара.
Можно простой тест провести – присесть в магазине до уровня роста ребенка и посмотреть, что видят наши дети. А видят они там не самые полезные продукты. Родителю очень тяжело порой отстоять границы, когда ребенок требует это приобрести. Он в мультике видел, условно любимые персонажи-герои рассказали, что это условно полезно, но никто не воспринимает, что это десерт, и он должен быть только после основного приема пищи. Решить этот вопрос – не запрещать, потому что еще больше ребенок будет хотеть этих сладостей, но ввести рамки, чтобы сначала он хорошо поел, насытился белком, и только потом можно в качестве поощрения десерт. Когда родитель не может эти рамки установить, просто стыдно мамам за то, что они не могут угомонить ребенка, они покупают и увеличивают допустимую норму углеводов для растущего организма.
- Есть данные, что формирование вкусов у ребенка во многом зависит от генетической предрасположенности. Идет отсылка к тому, какой диеты придерживалась мама во время беременности. Если мама злоупотребляла не самой здоровой едой, у ребенка будет предрасположенность к ожирению?
Ольга Деккер: Однозначно. Если беременную тянет на продукты, которые богаты добавленными или природными сахарами, уровень глюкозы в крови растет. Ребенок питается теми веществами, которые попадают в кровь. Его органы уже программируются на такой тип питания. Когда беременная себя ограничивает в каких-то нутриентах, то растущий человек в утробе понимает на этом уровне, что есть условия голода. Когда он рождается, и в доступе глюкоза, идет набор веса, потому что есть генетическая память, что было голодно. Обмен веществ у эмбриона гораздо выше, чем у здорового человека, соответственно, потребность не только в углеводах, но и в белках и жирах. А если этих нутриентов не было, то так оно и остается в генетической памяти, что необходимо добывать эту пищу.
Если ребенок имеет доступ к продуктам из области фастфуда, то там закрываются эти вопросы, но некачественно. Ведь вся продукция богата жирами, сахарами, солью. Ребенку она вкусная, вроде как отвечает генетическим потребностям, и мы попадаемся в эту ловушку. Соответственно, нужно проявлять особое внимание, если была ситуация, что во время беременности питание не было лучшим образом выстроено.
- Что делать родителям, если у ребенка есть лишний вес?
Ольга Деккер: Обращаться стоит к врачам. Я рекомендую пройти обследование: по уровню глюкозы в крови будет видно сразу, обратиться к эндокринологу, получить рекомендации того, что мы и сами знаем, убедиться, что есть лишний вес или детское ожирение. Когда родитель забирает ребенка из детского сада или школы, посмотреть на меню, которое дается, уточнить, что ест ребенок, и для себя составить картину, какое питание преобладает – более углеводное, более белковое, более жировое, разобраться, не полениться, и закрывать эти дефициты домашним питанием.
Если мы понимаем, что ребенок придет в садик или школу, и там будет только каша, например, манная, и за ней не последует физкультура, то покормить ребенка первым белковым завтраком дома. Это может быть простой омлет, может быть творожок домашний с ягодами – все очень просто, возможно, это сырники, которые вы сделаете вечером. Но вы уже будете понимать, что какую-то норму белка с утра вы закрыли. Когда ребенок придет со школы или из садика, вы можете обеспечить такой же ужин, богатый белками, если ребенок не получил этого в детском саду в условиях бюджета, пищевых предпочтений. Родителю – взять ответственность, особенно, тому, у которого ребенок уже имеет лишний вес.
Наши дети порой пьют не воду, а сладкую воду, порой мы совершаем ошибку, предлагая вместо воды соки, морсы, компоты, потому что у нас на даче урожай яблок, их некуда деть, мы компотов наварили и сахара туда положили. Но ребенок изначально просит воду. Но нам же нужно споить этот компот.
Нужно в своей голове поставить галочку, что обеспечить водой ребенка нужно, потому что это тоже влияет на обменные процессы.