Надзорные каникулы для бизнеса в России: всех ли затронет мораторий на проверки?
Правительство России освободило бизнес от проверок до конца 2022 года, а тех, кто работает в IТ-сфере, и вовсе до конца 2024 года. На кого распространяется надзорный мораторий, а к кому проверяющие все-таки могут прийти, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал адвокат Сергей Матюшенков.
- Начну я с того, что малый бизнес живет в условиях надзорных каникул уже с 2020 года. Сначала был мораторий из-за коронавируса, в 2021 году его продлили из-за пандемии, теперь у бизнеса новые серьезные трудности. Нынешние надзорные каникулы от предыдущих чем отличаются?
Сергей Матюшенков: Они во многом похожи на предыдущие надзорные каникулы. Единственное, здесь нет практически никаких исключений, связанных с размером бизнеса и со сферами. То есть каникулы применяются к большинству компаний. При этом очень важно понимать, что эти каникулы, или мораторий на проверки, распространяется не на все абсолютно проверки со стороны государственных органов. И в законах, которые регулируют у нас проверочные мероприятия, есть множество исключений. Например, налоговые проверки, или проверки антимонопольной службы, или миграционной службы, не исключаются.
Основные два документа, на которые необходимо ориентироваться, это постановление правительства от 10 марта этого года и письмо Министерства экономического развития от 24 марта 2022 года. В них, в принципе, прописываются основные моменты, как в текущей ситуации будут проводиться проверки за исключением тех, которые указаны в законах, о которых я только что говорил.
- То есть эти два документа, которые вы назвали, – то, что фиксирует отмену плановых проверок за исключением самых-самых базовых?
Сергей Матюшенков: Да. Есть два закона, которые регулируют поверки. Это закон о государственном и муниципальном контроле в России и закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. И в обоих этих законах есть положения, где написано, на какие сферы эти законы не распространяются. То есть мы не можем говорить в свете этого моратория о том, что отменены вообще все проверки бизнеса. И также важно отметить, что в постановлении правительства есть исключения, по которым, несмотря на мораторий и которые не являются исключением из закона, будут проводиться проверки как плановые, так и внеплановые.
- Но тут есть такой момент, что в принципе проверка – явление не одномоментное. Не за пять минут и не за один день происходит. А если к моменту объявления моратория проверка уже началась, ее отменять или доводить до конца будут?
Сергей Матюшенков: Если это не проверки, связанные с существенными угрозами для жизни и здоровья граждан, то эти проверки отменяются. Если проверка попадает под мораторий, но она начата до введения моратория, ее должны прекратить. Если проверка была начата до введения моратория и она подходит под те исключения, которые в постановлении правительства есть, то она точно так же продолжается.
- Уточню, вот ветеринарные, санитарные службы, они в исключениях или тоже на них мораторий?
Сергей Матюшенков: Если есть общие исключения по поводу того, что есть реальная угроза жизни и здоровью граждан, то тут еще вопрос определения реальности подвешенный. Если угроза есть, то тогда проверка должна проходить. Если мы говорим про санитарные, ветеринарные и т. д. службы, то они влияют на жизнь и здоровье и, соответственно, такие проверки будут продолжаться.
- Еще один момент. Я читал в открытых источниках, что в каких-то случаях проверка может быть заменена тем, что называется профилактический визит. Чем одно от другого отличается?
Сергей Матюшенков: Во-первых, формой. Когда проходит проверка, государственный орган собирает документы, фиксирует текущую ситуацию на предприятии и по итогам привлекает к ответственности, если есть какие-то нарушения. Если мы говорим про профилактический визит, то инспектор приходит, видит нарушение, разговаривает с руководством и говорит, что такие нарушения делать нельзя, это плохо и нужно устранить. Может даже подскажет, как устранить, и все.
- Мы говорим все время «мораторий», получается, он только на плановые проверки распространяется. А внеплановые?
Сергей Матюшенков: Для внеплановых проверок мы берем две ситуации – исключительные случаи по законам и просто внеплановые проверки, если какие-то нарушения происходят. Эти внеплановые проверки могут назначаться, во-первых, в случае, если нарушения могут повлечь угрозу жизни, здоровью, обороне страны, там достаточно большой перечень. Тогда внепланово можно провести проверку. Также есть опция назначить проверку по жалобам граждан. Но Министерство экономического развития в своем письме дало разъяснение и сказало, что в случае, если ситуация влечет за собой угрозу жизни и здоровья людей, например, если в заведении общепита подают некачественную, просроченную еду, люди травятся и так далее, то там будет проведена проверка.
- И по аналогии с плановыми проверками, если внеплановая уже идет, там то же самое?
Сергей Матюшенков: Да, абсолютно.
- То есть если проверка попадает в перечень исключения, она будет доведена до конца, а если не попадает, то она на этом моменте прекращается?
Сергей Матюшенков: У нас в принципе по ощущениям, по практике большая часть проверок внеплановых. И они возникают в результате того, что госорган обнаруживает некое нарушение, и его начинает расследовать.
Плановые проверки – это когда есть перечень компаний, которые должны проверить, этот перечень утверждается, и потом в определенное время туда приходят посмотреть, как соблюдаются нормы. И большая часть проверок относится к внеплановым.
Но для бизнеса как раз мелкие проверки отнимают множество времени и сил для того, чтобы на них реагировать. И то, что они прекращаются, это, в принципе, некоторое облегчение.