Президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, предложил запустить комплексную программу модернизации отрасли ЖКХ. Чего ждать от реформы, рассказала телеканалу «МИР 24» заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
– Я сначала процитирую президента: «Предлагаю консолидировать ресурсы и запустить комплексную программу модернизации ЖКХ, синхронизировать ее с другими планами инфраструктурного развития, а также капитального ремонта жилого фонда». О консолидации каких ресурсов идет речь, и почему программу модернизации отрасли нужно синхронизировать с другими планами инфраструктурного развития?
Светлана Разворотнева: Действительно, до недавнего времени у нас каждое направление, даже в сфере строительства и ЖКХ, реализовалось отдельно. Ну, например, происходило переселение из аварийного жилья в пределах тех муниципальных образований, в которых люди живут без учета, собственно говоря, будет там работа или нет. Строили жилье, а коммуникации к нему подводить забывали. Опять же, дорожное строительство развивалось по собственной программе, а стройка и ЖКХ – по своей.
Светлана Разворотнева: Эти цели как раз будут обозначены в принятой стратегии развития ЖКХ. И, конечно, это определенный процент модернизации коммунальной инфраструктуры. Если говорить попросту, у нас не должно быть дырявых труб, у нас должно снизиться количество коммунальных аварий. У нас предприятия отрасли ЖКХ должны стать более эффективными и так далее.
– Я не могу не задать этот вопрос. Вы говорили, что за неэффективные котельные платит потребитель. Вот эта модернизация ЖКХ подразумевает, что потребитель будет платить больше или все-таки меньше?
Светлана Разворотнева: Я считаю, что данный подход как раз избавляет потребителя от дополнительных платежей. У нас существовала и сейчас существует такая возможность, когда в муниципалитете реализуется инвестиционная программа. И когда средств на нее не хватало, орган местного самоуправления мог сверх установленного регионом тарифа добавить какую-то свою составляющую. И, конечно, до сих пор эти проекты зачастую делались за счет граждан.
Я считаю, что, конечно, приход в отрасль бюджетных средств позволит, не повышая тарифы для граждан, действительно выполнить эту задачу. У нас были, кстати, такие примеры. Когда деньги на модернизацию шли через Фонд содействия реформированию ЖКХ, и было модернизировано несколько котельных без увеличения тарифа населения. А в прочих случаях, когда эти деньги не шли, на граждан ложилась дополнительная нагрузка.
Хотя я хочу сказать, что ситуация по стране разная. И какие-то отрасли у нас серьезно недофинансированы, например, водоснабжение. И там тарифы крайне низкие. Для сравнения, бутылка воды в магазине стоит столько же, сколько кубометр воды, который поставляется в некоторых регионах в краны. Но, наверное, там какие-то тарифы будут расти.
С другой стороны, у нас есть другие случаи, когда в некоторых регионах стоимость тарифа на тепло просто зашкаливает потому, что там была неграмотная инвестиционная программа. Построили еще одну котельную, но и предыдущая была избыточной. Естественно, за все эти просчеты в стратегии платит потребитель.
Но, я думаю, когда сейчас будет синхронизировано и развитие каких-то промышленных объектов, и нежилых строений, и строительство, то создание инфраструктурных объектов станет частью. И такие как бы капризы за деньги инвестора, когда он для себя построил дачку и, чтобы к этой дачке протянуть электричество, воду и тепло, он добивается увеличения тарифа для всего населения региона, – такого, конечно, тоже не будет.