Государство поддержит бизнес. Большинство плановых проверок отменят, и кроме того, предпринимателям, готовым строить производства, дадут долгосрочные льготные кредиты. Это так называемая промышленная ипотека под 5% годовых. Какой результат должны принести эти меры, в эфире телеканала «МИР 24» рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева.
- Обе новеллы, о которых мы говорим, связаны с выступлением Владимира Путина в Петербурге на Международном экономическом форуме. И все-таки, начать я хочу именно с предложения президента отменить большинство плановых проверок бизнеса, работа которого не связана с высокими рисками причинения вреда. Насколько болезненна для предпринимателей тема с проверками?
Татьяна Минеева: Для предпринимательского сообщества, для всех отраслей экономики это всегда была самая болезненная и реальная проблема при ведении бизнеса. Потому что, когда приходит проверяющий орган, можно сказать, что компания только и занимается сбором бумажек, все нервничают, не знают, что происходит. Конечно, это еще и из-за правовой и финансовой неграмотности самого предпринимателя. Тем не менее, мы провели мониторинг бизнеса. И, согласно ему, наиболее востребованными мерами поддержки оказались именно моратории на проведение проверок бизнеса. Так ответило 42% опрошенных. Я всегда опираюсь на мнение предпринимательского сообщества, согласно нашим опросам, поэтому констатирую факт, что это очень важная мера. Снижение ставок по налогам для предпринимателей по упрощенной системе налогообложения и снижение имущественных налогов получило намного меньше голосов – 36%. И за льготные кредиты высказались 34% опрошенных.
То есть на первом месте мораторий на проведение проверок бизнеса. Соответственно, я могу говорить о том, что бизнес был услышан властью. И мы услышали из уст Владимира Владимировича о том, что такой мораторий на плановые проверки бизнеса будет.
- Я правильно понимаю, что в ситуации, когда идут массовые проверки, постоянно проверяют всех подряд, в какой-то момент бизнес прекращает работать на повышение качества товаров, услуг, продуктов? А все это начинает порождать коррупционные риски?
Татьяна Минеева: Конечно, если предприниматель обращается даже к уполномоченному, то, наверное, он видит в этом то, что это действительно препятствует ведению бизнеса. В течение этого года у меня было лично восемь жалоб на действия органов контрольно-надзорной деятельности. Конечно, в масштабах Москвы это очень мало, но они были. В течение первого года к нам поступило 26 жалоб на контрольно-надзорную деятельность. Когда предприниматель жалуется на проверки, это действительно говорит о том, что они препятствуют его работе. О каком качестве продукции и услуг мы можем говорить?
Ну и в целом, у нас в Москве работает 36 общественных приемных, и каждый предприниматель может туда обратиться. И, по закону, бизнес-омбудсмен или его представитель по доверенности, а я их активно даю, может быть приглашен на проверку третьей стороной. Поэтому предприниматели активно этим пользуются. Я надеюсь, что скоро вообще не будет жалоб. А будет только такая работа, когда можно будет третьей стороной прийти и проверка, которая сейчас уже немного в другом виде изменена, будет более гладкой, без препятствия работе.
- То есть теперь у нас предстоит следующий этап. Решение о том, какие проверки останутся, а какие отменят, будет принимать правительство. Причем принимать они это будут в самый ближайший месяц. Но вот вы, как специалист, как считаете, какие проверки будут отменены, а какие лучше оставить?
Татьяна Минеева: Нужно понимать, что реформа контрольно-надзорной деятельности, которая давно началась, продолжается, и активную роль там играли именно лидеры предпринимательских сообществ. Они говорили о том, что нужно сместить акцент с контрольно-надзорных мероприятий на профилактическую работу. И я бы хотела похвалить нашего партнера, московский Роспотребнадзор, который поменял этот вектор. И бизнес нам активно дает обратную связь, что теперь нет карательных мер, штрафов, а есть профилактические визиты с разъяснительной работой, превентивные меры. Некоторые такие визиты даже проходят онлайн.
Поэтому какие останутся? Скорее всего, это мониторинговая закупка. В отличие от существующих, при контрольной закупке товары и услуги можно будет направлять на экспертизу. Дальше, есть такой вид контроля, как выборочный контроль. То есть отбор проб, образцов продукции для подтверждения качества. Инспекционный визит, то есть компании, индивидуальные предприниматели должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в помещение. Предварительного уведомления о таком визит не будет, но сами визиты, к сожалению, никто не отменял. Наверное, они останутся. И выездное обследование – инспекторы проведут лишь визуальный осмотр объектов. Профессионалы, эксперты наших органов контрольно-надзорной деятельности, когда только заходят в помещение, сразу все нарушения видят. И такие осмотры будут.
Вот эти четыре новых вида контроля останутся. Мы их уже обсуждали с представителями всех отраслей экономики в Москве. Бизнес реагирует очень адекватно и готов к таким проверкам.
- Хочу задать такой вопрос, а при отмене большинства проверок, не пострадают ли интересы потребителей товаров и услуг?
Татьяна Минеева: Ну, конечно, если, не дай бог, кто-то отравится в каком-то заведении общественного питания, то, конечно, такая проверка будет. Другое дело, что не будет сразу таких вот ужесточающих карательных мер. То есть мы всегда должны говорить не только про защиту бизнеса, но и про здоровье граждан, вещественно. Я про это уже говорила. Поэтому здесь в каждом случае будет индивидуальный подход.
Вместе с тем предприниматели сейчас очень часто мне говорят о том, что рост конкуренции ведет к межкорпоративным спорам. Поэтому иногда заказывают, так скажем, своего конкурента вот этим большим количеством жалоб. Такая недобросовестная конкуренция присутствует. Поэтому здесь со стороны контрольно-надзорных органов вместе с нами, с прокуратурой, нужно будет выяснять, от кого жалобы идут? Действительно ли кто-то пострадал, его жизнь, здоровье, либо...
- Либо какая-то недобросовестная конкурентная борьба такая?
Татьяна Минеева: Да, это сейчас есть. Потому что в любой кризис всегда всплывают вот такие межкорпоративные споры. Я, как бизнес-омбудсмен, должна защищать только со стороны государства, когда интересы нарушены. Но мы не можем сидеть, сложа руки. Мы совместно с прокуратурой тоже в таких случаях разбираемся.
- Давайте еще поговорим о промышленной ипотеке. На эти долгосрочные кредиты под 5% претендовать смогут те, кто готов построить в России новые производства. То есть, я так понимаю, построить некое производство с нуля. Механизмы выдачи кредитов проработают совместно правительство и Сбербанк. Как вы считаете, вот такая промышленная ипотека, такие кредиты под 5% будут пользоваться спросом?
Татьяна Минеева: Ну, конечно, они будут пользоваться спросом. Они и раньше пользовались спросом, когда Фонд развития промышленности активно их под 5% давал, и меньше даже. И в Москве уже такие льготные кредиты есть. Если говорить в целом про Россию, конечно, вектор на импортозамещение и реализацию тех 23 планов, которые Минпромторг России давно опубликовал. И если мы не хотим, чтобы это было на бумаге, а хотим видеть реальные производства российских производителей, то без такого льготного кредитования, без промышленной ипотеки ну никак не обойтись.
Тоже хочу сослаться на мнение бизнеса. Мы проводили опрос, 34% опрошенных сказали, что им не хватает льготных кредитов. Помимо всего прочего, льготные кредиты – это хорошо, но в купе с другими мерами поддержки. В Москве, в других регионах, я знаю, дают кредит под один рубль. То есть решен вопрос с землей, идешь в банк, берешь промышленную ипотеку. Дальше тебе, собственно, субсидируют. В Москве 50 мер поддержки субсидируют – и лизинг оборудования, и помогают разные сервисы по поиску поставщиков, потому что высокая импортная составляющая. Я не верю в стопроцентное импортозамещение в нашей стране, наверное, это и не нужно. Но вот максимально импортозаместить то, что возможно, – здесь, помимо промышленной ипотеки, нужна еще комплексная работа для того, чтобы производство быстрее запустилось. Поэтому это будет очень востребованная мера.
- В качестве итога, как вы считаете, на какой экономический эффект можно было бы рассчитывать в ближайшие годы благодаря тем мерам поддержки развития бизнеса, о которых мы сейчас говорили?
Татьяна Минеева: Ну, я думаю, у России есть шанс. Я замеряю настроения предпринимательского сообщества и вижу в цифрах, что идет рост предпринимательской активности. И количество индивидуальных предпринимателей, частных гражданских лиц в цифрах в Москве растет. Поэтому, я думаю, что как раз таки мы живем в это историческое время, в эпоху глобальных перемен, глобальных возможностей, где у нас есть все шансы и на импортозамещение и на лидерство в отдельных отраслях. Ну вот беспрецедентные меры в IT-отрасли говорят о том, что здесь тоже должны быть прорывные технологии. И все меры рассчитаны на долгосрочный рост. Я думаю, через год, через два мы не увидим огромного эффекта. Но на пять-десять лет, взяв этот вектор и систематически помогая бизнесу, у России есть все шансы взять лидерство.