Авиаэксперт Роман Гусаров рассказал, как и когда будут строить отечественные самолеты
«Аэрофлот» и объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав Ростеха, на Восточном экономическом форуме подписали соглашение о поставке 339 российских самолетов. Как рекордная сделка отразится на отечественном авиапроме? Об этом телеканалу «МИР 24» рассказал главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.
- В соответствии с соглашением, с 2023 по 2030 год, то есть за семь лет, группа «Аэрофлот» получит на условии лизинга, я перечислю, 210 самолетов типа МС-21, 89 обновленных «Суперджетов» и 40 ТУ-214. Насколько это сложная задача в нынешних условиях для российского авиапрома, за семь лет поставить на крыло 339 бортов?
Роман Гусаров: Ну конечно же, задача непростая. Но, на мой взгляд, она вполне решаема. В том случае, если мы будем работать интенсивно, качественно и, собственно, воплотим в металле все те наработки, которые сейчас существуют в нашей авиационной промышленности.
Если говорить о количестве самолетов, то, по сути, «Аэрофлот» выбирает практически все самолеты МС-21, то есть обеспечивает их гарантированным заказом и финансированием, и немалую долю самолетов «Суперджет 100». Хотя этих самолетов, на мой взгляд, можно произвести и больше. На сегодняшний день у Объединенной авиастроительной корпорации есть возможности производить от 20 до 40 самолетов «Суперджет» в год. То есть только этой модели. И в том случае, если будут и сторонние заказчики, помимо «Аэрофлота», другие авиакомпании, то ОАК сможет себе позволить произвести большее количество самолетов, чем обозначено в этом контракте.
- Если говорить о финансировании, то общая сумма сделки по соглашению превышает триллион рублей. И, и по словам главы Минпромторга, контракт станет основным для финансирования из Фонда национального благосостояния. Государство будет субсидировать закупку импортозамещенных версий воздушных судов, зафиксировав поставочную цену для авиакомпаний. Если это перевести с канцелярского языка, что это?
Роман Гусаров: Это очень важный момент. Здесь следует напомнить, что на сегодняшний день наши авиакомпании, эксплуатируя иностранные самолеты, платят за лизинговые ставки, а они номинированы в долларах и евро. И, к сожалению, это серьезная зависимость от обыкновенных валютных спекуляций. Курс скачет вверх, то он скачет вниз, и авиакомпания никогда не знает, сколько из своей выручки ей придется отдать за лизинг самолета.
Что касается самолета «Суперджет 100», то, как известно, на нем установлен двигатель совместный российско-французский двигатель SaM-146, и его тоже предстоит импортозаместить. Сейчас разрабатывается двигатель ПД-8. Здесь, я полагаю, процесс чуть более длительный, чем по самолету МС-21, поскольку там двигатель уже сертифицирован. А здесь двигатель еще, условно, в опытных образцах. Поэтому, я думаю, что, если в течение двух лет все пойдет без сбоев, то вполне реально создать отечественный аналог, который куда проще двигателя ПД-14. Но он как минимум меньше по размерности. Значит его, как говорится, уже с учетом наработок по ПД-14 и создать проще, и быстрее можно пройти этот этап. И мы, очевидно, можем его создать. Значит, нужно идти по этому пути и также импортозаместить двигатель для «Суперджета». А все остальные системы и агрегаты в течение двух лет – тоже вполне решаемая задача.
- Касательно «Суперджетов». Насколько я знаю, в плане стоит поставка первых обновленных «Суперджетов» пользователям уже в 2023 году?
Роман Гусаров: На сегодняшний день уже начата сборка первых опытных образцов «Суперджет 100» в импортозамещенном облике. Даже подобный самолет отправлен в Жуковский на тактические испытания, потому что переработана под современные российские системы и конструкция самого планера самолета. То есть конструкция фюзеляжа, крыла и так далее. И, я думаю, что на следующий год мы вполне реально сможем получить первый образец полностью импортозамещенного самолета. Но, наверное, все-таки не полностью импортозамещенного, за исключением двигателя. Поскольку да, наверное, двигателисты поднажмут и постараются, но для завершения работ по разработке и испытанию самого двигателя необходимо еще завершить его сертификацию. А процесс сертификации, очевидно, займет не менее года, если все пойдет благополучно. Так что поэтому я и прогнозирую, что полностью вместе с двигателем будет готово к 2024-му году.
- Ну и тогда в качестве итога. Как это соглашение, заключенное на Восточном экономическом форуме, в будущем повлияет на жизнь, развитие авиастроительной отрасли в России?
Роман Гусаров: Данное соглашение является абсолютно взаимовыгодным и для авиапроизводителей, и для компании «Аэрофлот». Компания «Аэрофлот» получает гарантии того, что к 2030 году большая часть ее парка, примерно на 80-90%, будет состоять из отечественных, причем современных самолетов. И авиакомпания не будет зависеть от внешнеполитических, экономических санкций и иного рода давления. Что касается Объединенной авиастроительной корпорации, то она получает гарантированный контракт и финансирование до 2030 года. Она понимает, какие задачи перед ней стоят, и, собственно, эту работу и надо выполнять.