Эксперт объяснил, сможет ли Troy стать альтернативой платежной системе «Мир» в Турции
Вместо российских карт «Мир» Турция предлагает использовать свою платежную систему Troy. Этот вопрос сейчас осуждается на уровне Центробанков двух стран. Станет ли Troy реальной альтернативой платежной системе «Мир» и как карта будет работать? Об этом телеканал «МИР 24» спросил заместителя директора Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Александра Пушко.
– Я напомню, что решение банков Турции не обслуживать российские карты системы «Мир» вынужденное. Как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, принято оно было под беспрецедентным давлением США. А почему в качестве альтернативы «МИРу» в Турции предлагается именно система Troy?
Александр Пушко: На самом деле, предложений достаточно много, я их насчитал уже больше шести. И в том числе, как альтернативу использовании карты «Мир», предлагается использовать карту Troy.
У меня, честно говоря, на этот счет есть достаточно большие сомнения. Потому что за этим стоят существенные политические риски для стран. Вы правильно сказали, что сейчас по отношению к любым действиям, любым факторам со стороны России, США пытаются накладывать все новые и новые санкции. Поэтому переход на альтернативную систему, например, национальную турецкую локальную карту Troy, не является надежной альтернативой. Надо понимать, что могут быть в какой-то момент возобновлены новые санкции. Соответственно, эта система тоже перестанет работать так, как перестал принимать карты «Мир» целый ряд турецких банков. Хотя до этого все работало отлично.
С технологической точки зрения, я не вижу никаких ограничений для того, чтобы сделать совместную карту, либо принимать карту на нашей территории, что для нас, конечно, хуже, для национальных интересов. Могут быть разные варианты, они могут обсуждаться. Каких-то технологических ограничений этому я не вижу. Но вот очень высокие политические риски реально существуют.
– Понятно, что решение пока еще не принято. В открытых источниках рассматривается модель, с помощью которой туристы смогут оплачивать проживание и транспорт. При этом подробностей никаких нет. Что за модель, что нужно сделать, чтобы россияне могли пользоваться этой картой Troy, чтобы это было удобно для российских туристов?
Александр Пушко: Да, вы правы, деталей действительно нет. Но в принципе, можно предположить следующее. Один из вариантов может быть каким: для тех туристов, которые оплачивают свои туры через туроператора, либо покупают их непосредственно в турецких отелях. Можно было бы предложить со стороны Турции такую услугу, когда они оплачивают и локальную карту. То есть, условно говоря, в 100 денежных единиц, которые наш турист перечисляет отелю, входит, предположим, 10 единиц, которые являются свободными деньгами. Которые данный турист мог бы потратить на то, чтобы купить что-то, куда-то поехать, оплатить транспорт, получить услуги и так далее на территории Турции. Понятно, что в этом случае туристический оператор или отель, например, должен выдать нашему туристу мгновенную карту, которая может быть локальной картой Troy. Вот в этой части, я должен сказать, решение несет наименьшие политические риски и уязвимости для возможного решения данной проблемы. Причем это, в общем, не требует каких-то достаточно серьезных инвестиций и согласований, тестирований и прочее. Поэтому эта система может быть фактически внедрена мгновенно. Я считаю, что как временное решение для наших туристов, в Турции это может быть достаточно хорошим решением для людей, которые хотят расплачиваться с помощью карты.
Понятно, что многие туристы используют наличные и берут наличные денежные средства, привозят в Турцию, там их меняют на местную валюту и могут расплачиваться в свое удовольствие. Но таких сейчас меньшинство. Большая часть наших соотечественников привыкла использовать банковские карты, поэтому для них такое решение по выпуску на месте локальной моментальной карты для оплаты товаров и услуг, с моей точки зрения, заслуживает внимания.
– Я предположу, что, допустим, завтра приняли решение работать по такой схеме. Если это мгновенная карта, а значит безличная, то буквально послезавтра, прилетев в Турцию, турист сможет такой картой воспользоваться?
Александр Пушко: Технологически это можно сделать. Единственное, что надо понимать, что, конечно, определенные консультации и согласования нам потребуются. Отладка технологии займет какое-то время, но не больше двух недель-месяца. Все другие варианты, связанные с выпуском турецкой локальной карты Troy на нашем рынке, потребуют значительного, в разы большего времени.
– А что из себя представляет эта турецкая платежная система Troy? Похожа ли она на те же Visa, MasterCard, на ту же нашу систему «Мир»? Это примерно то же самое?
Александр Пушко: Это такая же локальная карта, как наша карта «Мир», со всем тем же функционалом, который есть у карты «Мир». Соответственно, карта «Мир» обладает практически тем же технологическим потенциалом, как и Visa, MasterCard. За исключением того, что та сторона запретила использовать карту за рубежом и, собственно, в своих банках-эквайерах поставила на стоп. А так технологически все то же самое эта карта может делать. Можно оплачивать покупки, можно снимать наличные, можно переводить денежные средства на условиях «B2B» и так далее. Получать извещения о своих транзакциях, то есть действует привычный набор инструментария для пользователей банковских карт. Неважно, по картам международных платежных систем, локальной платежной системы «МИР» или в данном случае мы говорим о карте Troy.
– Еще один момент. Возвращаясь к началу нашего разговора, вы говорили, что звучат разные предложения по поводу альтернативы карте «Мир». Что можно сделать, чтобы карта «Мир» опять начала работать на территории Турции. Я, например, слышал такой вариант, что турецкая сторона может создать локальный банк, который будет работать только на внутреннем рынке Турции, не выходя никуда на международные рынки. И он как раз будет заниматься обслуживанием карты «Мир». И в этом случае международные санкции до него просто не достанут. Я не экономист, скажите, насколько это реально, это жизнеспособная версия?
Александр Пушко: Значит, по сравнению с организацией кобейджингового проекта, когда карта работает в России, например, как карта платежной системы «Мир», а, например, в Турции она будет работать как локальная турецкая карта Troy. Вот по сравнению с этим решением то, что вы сейчас предложили, – создание, так сказать, расчетов и обмен финансовыми сообщениями между турецкой и российской стороной через специально созданную кредитную организацию, это решение является менее уязвимым. Но, тем не менее, это не исключает те же политические страновые риски, о которых я говорил раньше. То есть никто не может гарантировать о том, что американцы на каком-то этапе не скажут: «Ребята, вы помогаете россиянам обходить наши санкции, поэтому мы делаем вам предупреждение». И причем это будет делаться не по отношению к тому банку, который ни в каких расчетах по системе SWIFT не засвечен. То жесткое давление, как я полагаю, может быть в отношении руководства турецкой стороны.