Как ввод акциза на газировку отразится на производителях и потребителях: мнение эксперта
В России собираются ввести акциз на сладкие газированные напитки. Законопроект уже одобрен Госдумой в первом чтении. Зачем нужен налог на газировку и к чему может привести его появление? Об этом телеканал «МИР 24» спросил президента Союза производителей соков, воды и напитков Максима Новикова.
– Предполагается, что с 1 января будущего года один литр напитка с содержанием в нем сахара свыше пяти грамм на 100 милиграммов будет облагаться акцизом в 7 рублей. Как вы относитесь к такой перспективе?
Максим Новиков: Отрасль относится к такой перспективе крайне негативно. И об этом говорят высказывания ряда российских компаний, которые объявили об остановке инвестиций. Собственно, для нас эта инициатива не нова. И больше всего поражает тот факт, что буквально в конце июля в диалоге по подобной инициативе, которая рассматривалась по поручению заместителя председательства правительства Григоренко, была поставлена точка. И было принято решение, что подобные меры в нынешних экономических условиях нельзя принимать.
Важно еще отметить, что спад производства напитков – это увольнения, причем увольнения не только у нас, а и у наших партнеров, рабочие места в которых мы поддерживаем. Это и логистика, и торговля, и производство упаковки, производство ингредиентов и прочие смежные партнерские вопросы.
– Хотелось бы обратить внимание еще на некоторые нюансы. По мнению экспертов, вопросы вызывает и размер акциза, и отсечка по содержанию сахара пять грамм на 100 мл. В чем здесь проблема?
Максим Новиков: Соглашусь с уважаемыми экспертами. 7 рублей на один литр – это величина, которая превышает всю доходность индустрии, которая разрабатывается на одном виде напитков. Поэтому она является чрезвычайно высокой и не соответствующей экономическим реалиям и параметрам производства. А с точки зрения отсечек, здесь единственное предположение, которое можно сделать, что Минфин руководствовался требованиями одного из пищевых регламентов, где продукция с калорийностью менее 20 ккал на 100 мл или 100 граммов считается низкокалорийной. Возможно, эту отсечку решили принять, в пересчете на сахар это как раз 5 грамм.
Но опять же мы видим, что опыт стран, где акциз вводился более взвешенно, показывает, что отсечки, как правило, первого года гораздо выше. Это 7, 8 или даже 9 граммов. И она должна основываться не на измышлениях, каких-то предположениях, а на реальной ситуации на рынке. А она следующая: мы уже более трех лет индустриально взяли на себя повышенные обязательства в формате саморегулирования и самоконтроля, и планомерно снижаем среднее содержание сахара в своих портфолио. Причем объем рынка в литраже не вырастает, что говорит о том, что авторы подобной инициативы не обладают полной фактурой. Хотя она неоднократно направлялась.
– В качестве итога, как думаете, дополнительный налог на газированные напитки нужен? И если да, то какой?
Максим Новиков: Я думаю, нужен не налог, а снижение налогового бремени на индустрию по одной простой причине. Что средняя налоговая нагрузка на индустрию в два раза выше, чем по всем остальным пищевым перерабатывающим производствам. Поэтому в данный момент мы поддерживаем слова премьер-министра, который еще весной говорил, что наступило время, когда необходимо проводить грамотное и взвешенное дерегулирование. И у нас для этого есть замечательный инструмент, это «регуляторная гильотина», и через нее данный документ необходимо было бы пропустить. Поэтому никаких дополнительных налогов для индустрии точно в данный момент не требуется.