В Башкирии запустили производство халяльного стирального порошка. Чем он отличается от обычного и как принципы халяль можно использовать в повседневной жизни, причем не только мусульман? Об этом телеканал «МИР 24» спросил генерального директора центра по аудиту и контролю «Халяль» Динара Садыкова.
– Для начала давайте объясним непосвященным, что такое халяль?
Динар Садыков: Халяль с точки зрения ислама для мусульман – это все то, что для них разрешено: употреблять, надевать, использовать в своей жизни, в отношениях между людьми, способ заработка. То есть все, что окружает в жизни.
– По словам производителя, рецептура стирального порошка полностью соответствует стандартам халяль. А каким должен быть состав такого порошка?
Динар Садыков: Во-первых, любая продукция, которая имеет в основе смешивание неких ингредиентов, уже подпадает под проверку на соответствие требованиям халяль. Нужно изучить, на что они обращают внимание. А они, в свою очередь, должны пояснить, из-за чего оно стало лучше. Не просто заявление, потому что тогда это просто маркетинговый ход: мы сказали «халяль», поэтому оно лучше. Так не бывает, должны быть причины. Только из-за слова «халяль» продукция лучше не становится.
– Производители указывают, что вместо жиров животного происхождения они используют пальмовое масло.
Динар Садыков: Опять-таки, нужно посмотреть разницу, что влияет лучше. Мы видим исследования некоторых ученых о том, что пальмовое масло первоначального отжима намного лучше других масел. Но есть и исследования хозяйственного мыла, которое всегда было животного происхождения. И до сегодняшнего дня я не видел лучшего мыла для использования в хозяйственных потребностях: постирать одежду, помыть лицо, руки, – ничего лучше него не очищает.
Но является ли хозяйственное мыло запрещенным из-за того, что там животные жиры? Нет, я не видел до сегодняшнего дня ни одного решения, что оно запретное. Так как оно является чистящим средством и смывается водой. Мы его не употребляем внутрь. Потому что есть различия в критериях – то, что мы употребляем внутрь и снаружи, что надеваем сверху. Это разные подходы и критерии определения халяльности.
– Мы опять приходим к тому, что среди мусульман двоякое отношение к принципам халяльности непищевых продуктов.
Динар Садыков: Вы верно говорите, потому что мы привыкли к тому, что халяль – это как будто связано только с едой. То, что мы потребляем. Это отчасти так потому, что в свое время оно было недоступным. И единственное, что мы пытались себе обеспечить, – это еда, чтобы не умереть с голоду. А все остальное – услуги, одежда, косметика, фармацевтика, – это все-таки второстепенное, это может подождать.
И вот сегодня, когда мы пришли к тому, что едой вроде уже обеспечены, мы переходим к следующему этапу введения новых продуктов, новых позиций на прилавках. Люди, которые впервые это видят, конечно же, реагируют всегда одинаково. Говорят: «Причем здесь халяль, это же не мясо, не свинина, не алкоголь, почему оно халяльное?» И приходится людям это объяснять. Что не только с едой связано, а это все, что нас окружает, что мы используем в своем быту.
– Так как мы все-таки больше применяем понятие «халяль» именно к продуктам питания, давайте поясним, что означает присутствие на этикетке этой маркировки?
Динар Садыков: Если мы берем продукты питания, допустим, животного происхождения, то это означает, во-первых, что животное было выращено на чистых кормах, в чистых условиях. То есть без ГМО, без разных гормонов роста, в гуманных условиях было доведено до убойного цеха, получило минимальный стресс до заклания. Во время заклания максимально быстро произошло умерщвление животного. То есть это не использование каких-то пневматических оглушений, как в традиционном методе. Которое, по сути, научным языком говоря, является внутричерепной травмой, несовместимой с жизнью. То есть если животное подвергнуто пневмооглушению, а потом уже зарезано, то это является несоответствующим для халяль.
Все эти моменты влияют на халяльность. Далее обработка, переработка этого мяса. Зарезать животное должен мусульманин в здравом уме, совершеннолетний, понимающий, что он делает. И всю эту цепочку должен подтвердить человек, который уполномочен на это, мусульманская организация. То есть аудиторы, контролеры, руководитель, подписывающий документ, все они являются мусульманами, которые подтвердили соответствие всех процессов принципам халяль. Подтверждение халяль – это не просто распечатать бумажку, что продукция соответствует или не противоречит каким-то требованиям.
В арабском языке есть слово «шахада», то есть свидетельствование. Я, будучи мусульманином, свидетельствую, что эта продукция, выращенная, произведенная, соответствует требованиям халяль. Его соответствие всем международным стандартам должно быть подтверждено единогласным мнением. Потому что все стандарты разрабатываются в консенсусе, учитывается мнение всех стран-членов ОИС (Организации исламского сотрудничества) о том, что подтвердить это может только та организация, где сотрудники, аудиторы, контролеры, руководитель, собственники и даже скрытые бенефициары должны быть мусульманами. И только тогда принимается, что их подтверждение соответствует.
Так что знак «халяль», к сожалению, сегодня это еще не гарантия того, что продукция на самом деле халяльная.
– Когда в крупных российских торговых сетях появились халяльные яйца, то многие смеялись и говорили, что, мол, курица носила хиджаб. То есть, на самом деле, это имеет довольно серьезные основания под собой?
Динар Садыков: Да, конечно. Есть как минимум несколько параметров, по которым определяется халяльность. Как мы и говорим, основной момент – это питание, использование каких-то химических ингредиентов. Например, чтобы желток яйца был желто-оранжевым, используется какой-то химикат. Если же это натуральное питание, то и окраска будет естественной. Если выносится решение, что продукт халяльный, значит проведена какая-то работа как с точки зрения религии, так и с точки зрения научного обоснования, почему оно маркировалось знаком «халяль».
– А чем может быть полезна халяльная продукция для любого человека, не только мусульманина, но даже атеиста?
Динар Садыков: Халяль-индустрия начала развитие примерно в 2009 году, после кризисного года. Люди тогда обратили внимание на то, что производители халяль-продукции не испытали кризис на себе. То есть объемы у них не упали, а причина была в том, что люди все равно употребляли продукцию халяль. И потребляли ее как раз в основном не мусульмане.
И тогда пошел большой спрос на сертификацию среди производителей, все захотели это производить. И был такой бум, что в десятки раз увеличилось количество производителей. Все пытались подтверждать халяльность, потому что увидели, что основная масса потребителей, это не менее 75%, а в некоторых регионах и до 90%, – это не мусульмане. В кафе, магазин или торговую сеть приходят и покупают продукцию халяль в основном не мусульмане.
И тогда была такая реакция среди некоторых людей, что, мол, если ты кушаешь халяльную продукцию, то ты станешь мусульманином. И это был такой момент, когда мы объединились, – и наше духовное управление, и церковь, и синагога, и иудеи. И тогда выявили, что потребление продукции халяль никак не влияет на вероисповедание человека. Как он был мусульманином, христианином, иудеем, атеистом, так он и остается таковым. И после этого люди успокоились и стали спокойно употреблять. Халяльная продукция пригодна для употребления всем.
– Халяль – это не просто практическое понятие. Что представляет собой халяль как образ жизни?
Динар Садыков: Это очень широко распространенное понятие. На сегодняшний день, чтобы еда на вашем столе дома считалась халяльной. Во-первых, вы должны работать на работе, которая не входит в запретные исламом заработки. То есть нужно заработать халяльные деньги, купить на них халяльную еду, не обманывать людей, не грешить какими-то грехами, не обманывать, не лукавить. И тогда в конечном счете эта ваша еда будет считаться халяльной. Это не только просто пойти, заплатить деньги и купить продукцию. Вы должны и сами соответствующе жить. Это так с точки зрения мусульманина.