Съесть ухо Амана и напиться: что означают традиции праздника Пурим?
Иудеи всего мира отмечают Пурим – самый веселый в иудаизме праздник. Почему Талмуд в этот день предписывает напиться до состояния, в котором невозможно отличить слова «благословен Мордехай» от «проклят Аман»? Телеканал «МИР 24» спросил об этом исполняющего обязанности главного раввина Москвы Давида Юшуваева.
Прежде всего, хочу поздравить с праздником, который иудеи отмечают уже больше 2000 лет!
- 2500 лет!
В память о каких событиях он установлен? Почему в этот день принято благословлять Мордехая и проклинать Амана?
- Вы упомянули, что надо именно выпить до такого состояния, чтобы не отличить между «проклят Аман», который хотел уничтожить в один день всех евреев глобуса, и Мордехай, – тот великий праведник, благодаря которому, с божьей помощью, нам удалось спастись от этого страшного приговора.
Есть вопрос: если был такой приговор Всевышнего и были такие переживания, значит, это не было просто так. Действительно, в наших источниках написано, что евреи заслужили то, что, не дай бог, они должны были быть уничтожены. Потому что мы отдалились от своей традиции, от веры в бога, от той нравственности, которая у нас должна быть. Мы отдалились, и всевышний говорит: «Если вы не выполняете свою функцию как еврейский народ, который должен прославлять божественный мир по всему человечеству, так вы мне не нужны».
В конечном итоге, произошло чудо, которое показало нам, что любовь всевышнего к еврейскому народу часто не зависит от наших поступков. Всевышний нас любит, потому что мы ему близки. Когда рождается ребенок, он мало что знает. Наоборот, он требует внимания. Он пачкает – мы его чистим, мы знаем, что у него есть огромный потенциал. Мы смотрим на его тело, не смотрим на его знания и сознание. Также в Пурим мы полностью отключаем свое сознание, когда мы выпиваем и говорим всевышнему: «Только наше тело, как младенца, – эта вечная любовь всевышнего, и не зависит от нашего сознания».
Вернусь к этой традиции. Почему у иудеев предписано много пить, ведь практически во всех религиях мира пьянство осуждается? Я читал, что предписание мудрецов пить в этот праздник связано с несколькими причинами. Во-первых, чудеса, через которые установлен Пурим, происходили во время трапез с вином. Во-вторых, вино в каком-то смысле – способ отключить обыденный ум и увидеть, что за чудом спасения иудеев от истребления в Персидском царстве стоит творец, имя которого при описании этой истории в священных текстах не упоминается.
- Я повторюсь: для того, чтобы любить по-настоящему, надо отключить сознание. Ты любишь, потому что ты любишь. Если ты будешь искать причины любви, то найдешь, почему не любить: этого не хватает, того не хватает. А любишь ты, потому что ты любишь. Сознание, ум очень часто мешают влюбиться. Нельзя терять свой ум, и только раз в году всевышний говорит: «Потеряй это для того, чтобы ты выразил любовь к творцу и почувствовал любовь творца к тебе без причины».
Есть ли какое-то предписание по количеству, сколько предписано употребить?
- Сам приговор был через пиршество. Отмена приговора тоже была через пир, который устраивают Эстер и Аман, и Ахашверош. Есть такие, кто предпочитает вино. Но мудрецы говорят, что можно выпить и другие напитки. Есть мнение, что нужно выпить столько, чтобы пойти спать. Когда ты спишь, то не можешь отличить «проклят Аман» и «благословен Мордехай».
Но большинство считает, что надо пить больше, чем человек привык. Больше, чем на Шабат и другие праздники, когда человек выпивает какое-то количество вина, чтобы поднять настроение. Принято пить четыре бокала вина в праздник Песах. Но в Пурим нужно намного больше, чем человек привык. Но ни в коем случае не столько, чтобы это привело к неправильному поведению, несоблюдению каких-то законов Торы, молитв и так далее. Ты должен выпить так, чтобы мог стоять перед человеком и нормально с ним общаться. В этот день есть и молитвы. Если ты выпил и не сможешь общаться с богом, это считается уже слишком.
Что еще предписывается иудеям в Пурим?
- Молиться. Предписывается чтение свитка Эстер. Мы читаем его вечером и утром. Там рассказывается исторический момент о том, какая угроза была евреям, которые находятся в диаспоре и разбросаны по всему миру.
Также написано, что, поскольку нас обвиняли в том, что мы несплоченный народ, а каждый сам за себя, то в этот день мы хотим сплотиться. Как сплачиваются? Когда мы заботимся, дарим друг другу съедобные подарки. Дарим их друзьям, бедным. Также в этот день устраивается большая трапеза, и именно в ней есть заповедь выпить больше, чем ты привык.
Каждый иудей в праздничный день должен съесть ухо Амана. Что это за блюдо, что оно символизирует?
- Этому есть много объяснений. В разных общинах – разные обычаи, что едят. Сегодня часто это треугольное печенье, начиненное либо орехом, либо маком и тому подобное. Это называется ухо Амана, поскольку мы хотим стереть его память. Стереть память того, кто хотел нас уничтожить. Берем его часть тела и едим.
На идише уши Амана называются «хаменташ». С другой стороны, это можно сказать «Аманташ», что значит «сила Амана уменьшается».
Когда меня спрашивают, обязательно ли есть уши Амана, мой ответ: нет, не обязательно. Это просто обычай.
Есть еще удивительный факт о празднике Пурим. Правда ли, что в Талмуде написано, что однажды все праздники будут отменены, но Пурим останется в силе? Что это означает?
- Иерусалимский Талмуд говорит, что Пурим останется в силе. Потому что во всех еврейских праздниках были явные чудеса. Возьмите праздник выхода из Египта, какие великие чудеса там были! Или Суккот, Синайское откровения, Ханука. Там чудеса сверхъестественные! Масло, которого должно было хватить на один день, хватило на восемь дней.
Но если вы обратите внимание на то, что происходит в Пурим, и прочитаете весь свиток Эстер, то вы не увидите ничего сверхъестественного. Там просто интриги, политические договоренности и так далее, которые привели к спасению. Возникает вопрос, а где же чудо? Ты видишь чудо, которое скрывается. Всевышний руководит этим миром не только явными чудесами. Даже за естественными событиями в природе мы можем увидеть всевышнего. Это будет у нас вечно. Всевышний не будет делать великие явные чудеса. Скрытые чудеса гораздо больше показывают человеку, что он близок ко всевышнему и видит его. Даже когда чудеса не такие великие, мощные и яркие.