Какие совместные проекты в энергетике перспективны для России и Китая?
Москва и Пекин продолжают развивать сотрудничество в сфере энергетики. Объемы поставляемых в Китай энергоресурсов растут. Об этом Владимир Путин заявил в интервью Медиакорпорации Китая накануне открытия III Международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине. Выгоды и перспективы стратегического партнерства двух стран на телеканале «МИР 24» прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Как отметил президент России, в области энергетики у стран большой объем разнообразного сотрудничества, а какие точки этого партнерства можно выделить?
– Китай является крупнейшим покупателем российской нефти, в 2022 – 2023 годах произошло увеличение поставок сырья из России. В этом плане мы абсолютно полностью развернулись на азиатские рынки по нефти, нефтепродуктам и углю. Часть тех объемов, которые раньше шли на западные рынки, в Европу и Соединенные Штаты, теперь тоже идут в Китай. Он и был крупнейшим покупателем российской нефти, но теперь упрочил свое лидерство и принял дополнительные объемы, которые необходимы ему по мере восстановления экономики после коронавируса.
Но основная интрига сейчас находится в газовой сфере. Во время визита, вполне возможно, будет подписан контракт на строительство газопровода «Сила Сибири – 2», который должен будет поставлять западносибирский газ. С этих месторождений раньше газ масштабно поставляли в Европу. Теперь эта большая труба мощностью 50 млрд кубов газа в год идет на китайский рынок. Пока стороны не анонсировали, будет ли контракт подписан, это является интригой нынешнего визита Владимира Путина. Когда он приезжал в Пекин в 2014 году, был подписан договор по «Силе Сибири – 1», который сейчас успешно работает и каждый год прокачивает все больше и больше газа. Теперь, вполне возможно, мы увидим подписание договора на строительство второго газопровода.
Вы прогнозируете, что, скорее всего, договор в этот раз будет подписан?
Можно предположить, что именно объемы потребления на китайском рынке делают его особенно привлекательным для поставок энергоносителей?
– Сейчас мы видим, что есть политическая воля, очень хорошие личные отношения между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином – это немаловажный факт. Есть и политические условия: мы находимся по одну сторону баррикад. Санкции вводятся регулярно не только против России, но и против Китая, хотя тот никакие геополитические шаги не совершает. Это еще раз доказывает, что санкции в любом случае были бы и против России, и против Китая, чтобы сдержать наше развитие. Определенные общие угрозы между нами есть, и выстраивание сотрудничества в энергетике позволяет их убрать, повысить энергетическую безопасность.
Маршруты, по которым нефть и газ приходят в Китай с севера, невозможно перекрыть, в отличие от поставок с юга морем. Экономические возможности тоже есть: товарооборот между Россией и Китаем растет. Теперь мы и готовые товары закупаем у Китая, поэтому можем переходить на национальные валюты. Например, продаем нашу нефть и газ за юани, и нам есть куда их потратить, мы на эти юани в Китае закупаем множество конечных товаров. Мы можем развивать валютные расчеты, банковские операции и прочее – все условия для этого есть. Мы видим, что это воплощается в жизнь за счет индикатора роста товарооборота. Те показатели, которые были рассчитаны на годы вперед, 200 млрд долларов, сейчас уже практически достигнуты, и можно ставить новые цели.