Юрий Швыткин о поставках С-400 в Турцию: Это взаимовыгодная сделка. ЭКСКЛЮЗИВ
Корреспондент «МИР 24» Алан Бозиев в рамках программы «Евразия. Дословно» побеседовал с заместителем председателя комитета Госдумы по обороне Юрием Швыткиным о поставках в Турцию зенитных ракетных комплексов российского производства С-400.
Теперь наши комплексы С-400 защищают небесные границы Турции. Страны НАТО, конечно же, не в восторге. Почему?
Швыткин: Вы правильно ставите вопрос. Действительно, сейчас много разговоров ходит относительно сделки России и Турции в рамках приобретения Анкарой комплекса С-400, модификация «Триумф». И нужно отметить здесь две стороны. Россия и Турция имеют взаимовыгодные соответствующие реалии. В частности, если говорить про Турцию, давайте вспомним историю. Она началась достаточно давно в определенной степени, когда вынашивалось намерение. А реально мы приступили к поставкам 12 июля соответствующих комплексов в Турцию. Сумма сделки, здесь секрета нет, 2,5 млрд долларов. Это достаточно серьезная сумма. При этом нужно отметить, что С-400 – зенитный ракетный комплекс, средство противовоздушной обороны, то есть не направлено в отношении какого-либо государства. Почему Турция заинтересована в приобретении данного комплекса? Ну, во-первых, здесь идет, надо об этом открыто сказать, конкуренция комплекса С-400 и американского комплекса Patriot. Второе. Мы должны понимать, что Турция входит в блок НАТО, но вместе с тем страны альянса не могут защитить небо Турции полностью – не покрывают они. Значит, это выгода для Турции. Если говорить о выгоде для России, то, конечно же, это, прежде всего, достаточно большая финансовая составляющая. Ну и, безусловно, это реклама того изделия, ЗРК, в данном случае С-400, и возможное приобретение другими странами.
Откуда столько смелости у Турции? В принципе, логично, что это приведет к конфронтации с США.
Швыткин: Я приветствую в данном случае действия Турции, потому что они здесь понимают, что оборона своего государства, национальная стратегия, она более приоритетна, чем какие-то прагматичные, я бы сказал, коммерческие интересы со стороны США. Трамп действует в данном случае как предприниматель, и мы явно видим в рамках тех шагов, которые осуществляют США по отношению к Турции, в том числе канал самолетов F-35 США, по возможной поставке их турецкой стороне, видны элементы нездоровой конкуренции.
ЗРК С-300, С-400 – насколько они совершенны?
Швыткин: Сейчас у нас появляется новая система С-500. Другое дело, что через некоторое время, но работы находятся в конечной стадии, я бы сказал. С-400, самое главное, покрывает достаточно большой радиус обнаружений, ну и, безусловно, дальность, этим берет. Я недавно мониторил СМИ зарубежных стран, когда одна из частных разведок США выявила якобы некоторые недостатки комплексов С-400. Я хочу еще раз подчеркнуть, что это явный был сделан вброс в средства массовой информации для того, чтобы в некоторой степени воспрепятствовать покупке ЗРК другими государствами. Потому что поставка Турции идет полным ходом. Десять уже компонентов уже осуществлено, и продолжается этот процесс дальше.
Если мы будем говорить о продаже вооружений, на данный момент мы в принципе в лидирующих позициях? Будет это продолжаться и дальше?
Швыткин: Мы занимаем второе место по продаже вооружений, рядом с США. Конечно же, идет борьба за этот рынок, непосредственно военно-технический, налажено сотрудничество со многими государствами, особенно с Индией, Саудовской Аравией, Кувейтом, Египтом и рядом других государств, которые интересуются как нашими видами вооружений, так и западными аналогами.
Чем можем похвастаться?
Швыткин: Кроме С-400, у нас есть и самолеты, и вертолеты, и, конечно, же корабли ВМФ. Для некоторых это может быть интересно, в частности, для той же Индии. У нас есть, что предложить, но я хочу еще раз подчеркнуть, что мы, прежде всего, исходим в данном случае, чтобы не навредить себе. То есть это взаимовыгодной сотрудничество. Мы такая страна, которая выполняется свои обязательства в полной мере и в срок.
Вы сказали: «чтобы не навредить себе». Но всем же известно, что, когда те же китайцы копируют наши самолеты. Не получится ли то же самое с нашими новыми разработками или со старыми разработками?
Швыткин: У нас конструкторы достаточно умные люди, и мы прекрасно понимаем, что, продавая комплекс С-400, например, мы не раскрываем те технологии, которые в нем заложены. Не раскрываем некоторые производственные особенности. Нераскрытие их позволит соблюсти режим секретности, невозможности копировать данного вида вооружений тем или иным конкурентом.
Программа перевооружения Российской армии насколько успешно идет? Что бы вы могли сказать на эту тему?
Швыткин: С приходом министра обороны РФ Сергея Шойгу мы сделали явный шаг вперед в рамках продвижения своего вооружения. Сегодня более чем на 60% появилось новых видов вооружения в целом в ВС РФ. Если по видам Вооруженных Сил РФ, где-то 74%, где-то 80%. Сухопутные войска, Воздушно-десантные войска, Военно-Морской флот. Мы сейчас разрабатываем самолеты пятого поколения, я неслучайно сказал про комплекс С-500. Ну и президент нашей страны, верховный главнокомандующий четко в рамках послания Федеральному собранию в 2018 году, я присутствовал при этом, мы видели ракеты «Сармат», «Авангард» и так далее. И я скажу, что сначала американцы говорили, что это мультики. Но только они почему-то от этих мультиков в угол спрятались. Поэтому здесь очевидно. Я еще раз говорю, мы ни в коем случае не бряцаем оружием, но наши ВС сегодня должны быть оснащены современными видами вооружений.
Оружие – это хорошо, но люди все-таки – это главное. Я слышал вашу речь относительно повышения зарплат контрактникам. Вы действительно считаете, что нужно больше денег?
Швыткин: Безусловно, на мой взгляд. Давайте исходить из того, что такое Вооруженные Силы РФ. Это государственная военная организация, которая составляет основу обороны нашей страны. И, конечно же, приоритетной задачей является, прежде всего, обороноспособность нашего государства. Будет некого учить, будет некого лечить, если не дай бог произойдет война. Для того, чтобы этого не произошло, нужно, чтобы Вооруженные Силы всегда находились в готовности, чтобы офицер был сыт и был готов к выполнению задачи. Офицер не должен думать о каких-то социальных проблемах, он должен быть нацелен на выполнение боевой задачи. И, конечно же, то, что на 4,3% вырастут оклады офицерского состава с 1 октября этого года, и спасибо за это верховному главнокомандующему нашей страны, и комитет Госдумы по обороне сыграл в этом вопросе не последнюю роль, нужно прямо отметить. И, конечно же, повышение окладов контрактников. У нас сегодня идет движение вперед в части комплектования военнослужащих на профессиональной основе на контрактной службе. И, естественно, в рамках повышения их социального статуса и в рамках мотивации службы по контракту, то есть сделано это все оправданно, все правильно абсолютно.
Какой вы видите Российскую армию через 10 лет?
Швыткин: Вы знаете, я проходил службу в ВДВ, сам офицер, у меня, кстати говоря, сын – ветеран боевых действий и тоже офицер, он в десантных войсках служил, сейчас – в разведке. Меняется время – вот я, например, в 90-х закончил службу, а сын – сейчас, я смотрю, с ним разговариваю, ну и посещаю воинские части, безусловно, – ну виден прорыв, я бы так сказал, дальнейшее наступательное движение. И отношение к армии людей более позитивное. Понимают люди слова о том, что народ и армия едины. Они имеют сейчас более важное значение, то, что это действительно единая составляющая нашего государства – народ и армия. Здесь ни в коем случае разделять нельзя. При этом самое главное – люди. Они что в те года, что сейчас уверены в будущем своей Родины, будут любить ее и, если надо, пойдут до конца, для того чтобы отстоять нашу страну.