Сила трех родов и необычный кросс: как удалось вывести трехпородного кролика?
В России вывели первого в мире трехпородного кролика. Каким получилось чудо селекции, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал его создатель, доктор биологических наук, директор ФГБНУ «НИИ пушного звероводства и кролиководства им. В.А. Афанасьева» Глеб Косовский.
- Начнем с портрета животного. Как выглядит представитель или, говоря вашим языком, кросс сразу трех кроличьих пород?
Глеб Косовский: Хотелось бы сказать, что этот кросс создан на основе трех родительских форм, трех разных пород. Поэтому кросс в себя вобрал самое лучшее от каждой из них. Хочу заметить, что две из тех пород, на основе которых он был создан, являются отечественными. Это советская шиншилла и белый великан. Третья порода калифорнийская.
- И что получилось в итоге? Как он выглядит?
Глеб Косовский: Похож он, пожалуй, сам на себя. По своей продуктивности, то есть по количеству крольчат, он получился как калифорниец.
- А почему созданного вами трехпородного кролика окрестили Родником?
Глеб Косовский: Это топографическое наименование. Нужно сказать, что наш институт находится в поселке Родники Раменского района Московской области. Поэтому и назвали так кросса, по названию нашего местонахождения – Родник. Но у нас еще есть три промежуточных кросса самостоятельных, которые лежат в основе создания финального кросса Родник. Мы их назвали Род1, Род 2 и Род 3.
- Как известно, кролик – это не только ценный мех. С точки зрения промышленных характеристик, чем ваш трехпородный Родник отличается от других кроссов?
Глеб Косовский: Прежде всего, по своей продуктивности. И второе направление, по которому он отличается, это адаптивность. Он крайне высокоадаптивный. Его адаптивность и устойчивость к ряду заболеваний и неблагоприятным факторам намного выше, чем у других коммерческих иностранных кроссов. А по своей продуктивности он не уступает им. А по некоторым параметрам даже превосходит.
- Я так понимаю, у него еще по качеству мяса есть отдельные характеристики?
Глеб Косовский: Это те параметры, по которым он превосходит. Это вкусовые характеристики мяса и аминокислотный состав, он намного лучше, чем у зарубежных аналогов. Содержание аминокислот, в том числе незаменимых для человеческого организма, у нашего кросса выше.
- Много ли времени занял процесс выведения этой породы? И насколько сложной была эта работа?
Глеб Косовский: Да, процесс выведения этого кросса занял многие годы. Хотелось бы немножко вернуться в историю. Наш институт существует с 1932 года. И практически все это время в институте проводились работы по получению помесных животных. То есть отрабатывались различные варианты скрещивания. Было апробировано более 700 различных вариантов скрещиваний. В результате были получены перспективные формы. Но все это было бы невозможно, если бы мы не разработали методику геномной оценки. То есть методику, которая позволила бы нам выбирать наиболее перспективных особей для дальнейшей селекции. И методику, которая бы нам позволяла оценивать консолидированность, уникальность тех новых форм, которые мы получаем. И отличимость от родительских форм. Здесь получилось, что симбиоз двух направлений – классической селекции и новых технологий геномной оценки, дал нам такой результат. То есть позволил в кратчайшие сроки получить новую высокопродуктивную форму, перспективную для нашего отечественного кролиководства.
- А правда, что вы уже получили патент на это изобретение?
Глеб Косовский: Да, вся эта технология закреплена и подтверждена и патентом. Более того, интеллектуальная собственность принадлежит Российской Федерации.
- Кто-то уже заинтересовался созданием кросса? Есть предложения о сотрудничестве?
Глеб Косовский: Я не знаю, откуда все узнали, еще до вашего сюжета начали поступать звонки из многих регионов России и из стран СНГ. Из Владимирской, Волгоградской, Белгородской областей и других регионов начали проявлять активный интерес. Узбекские коллеги проявляют высочайший интерес. Ассоциация кролиководов Узбекистана создала какой-то новый институт, и они тоже пишут письма, хотят с нами сотрудничать.
- В качестве итога, в чем практическая ценность этого чуда суперселекции?
Глеб Косовский: Во-первых, это устойчивость к заболеваниям и неблагоприятным факторам внешней среды. А во-вторых, это повышение эффективности. В сравнении с обычными коммерческими кроссами, наш кросс дает повышение эффективности на 15-37% в зависимости от того, с чем мы сравниваем. Но повышение эффективности даже на 15% для животноводства – это очень высокий показатель.